Гуманитарные ведомости. Выпуск 2(30) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (30), июнь 2019 г. 82 Атрибутивный признак творческой деятельности – получение нового, но формы творчества весьма разнообразны – это и изобретение, и сочинение, и трансформация, и модификация, и приспособление, и толкование, и уникальное применение. Результатом нормотворчества в морали не обязательно должна быть новая норма. Это может быть и новый поступок. Но при этом норма только тогда имеет для меня императивную силу, только тогда определяет содержание моего ответственного поступка, когда становится моей личной ценностью, моей универсализуемой для всех максимой. Ценностно-нормативное содержание поступка каждый раз созидается, творится здесь и сейчас. Однако необходимо помнить, что поступающий может основывать свой поступок как на нравственно позитивных идеях, так и на антиидеях, которые, согласно А. И. Титаренко, «…мировоззренчески обосновывают и нравственно реабилитируют сознательный выбор зла…» [8, с. 9]. А. А. Гусейнов проблематизирует возможность сознательного выбора зла поступающим: «Он не может не стремиться к добру, ибо добро и есть то, к чему он стремится, и точно также он не может не избегать зла, ибо зло есть то, чего он избегает» [4]. Однако, в таком случае, как возможна свобода в поступке? Есть ли свободный выбор у поступающего, несущего особого рода ответственность, которая «…имманентна самому поступку, составляет его человеческое ядро» [4]? Если все предопределено за поступающего (и мотивы, и ответственность), то для того, чтобы оставаться человеком, ему необходимо только сокрушаться, когда по каким-то причинам его стремление к добру и избегание зла дает сбой (процедурный или содержательный), и вместо добродетельных поступков случаются порочные. То, что плохие поступки в сознании поступающего иногда просто «случаются» или «получаются», отражается в языке. По мнению Н. Д. Арутюновой, «из нормативной картины мира (т. е. из системы норм) среднего человека … вообще изъято зло. Норма применяется к позитивным явлениям, мера – к злу и к наказанию за зло» [1, с. 13]. Это отражает содержание феномена самооправдания в том случае, когда зло совершает сам поступающий, и чувства несправедливости, восприятия зла как несоразмерного в случаях, когда зло причиняется ему. К сожалению, люди вполне успешно задействуют свои волевые и сознательные способности, чтобы стремиться ко злу, ничем его не маскируя. Например, месть может осуществляться под прикрытием таких нравственных ценностей как справедливость, мужество, благородство. А может осуществляться открыто, с полным осознанием того, что это проявление морального зла, но зла слишком соблазнительного, чтобы не быть совершенным. Прекрасно осознает порочность своего поступка индивид, всеми правдами и неправдами пытающийся уйти от ответственности за него. И, поскольку ответственность поступающего укоренена в бытии, бежать от нее можно только в небытие. Необходимо отметить, что можно нести ответственность и за плохие поступки. Если то, что я делаю, уникально, я ни от чего не отрекаюсь и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=