Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 117 Н. М. Маркова Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) М. Р. Шавалиева Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) «ОБРАЗ» ИСЛАМА В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ АВТОРОВ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ Статья посвящена проблеме формирования образа ислама на рубеже XIX- XX веков среди ряда российских авторов. Изучение источников мусульманского вероучения российскими исследователями вело к формированию двух образов ислама: как одной из религий российских подданных и как ложного, враждебного православию учения. Признавая законодательно утвержденное главенство православия над всеми другими исповеданиями в Российской империи, государственная власть предоставляла целому ряду неправославных конфессий, в том числе исламу, право на свободное отправление своей веры и обрядов. В то же время предоставленная свобода не допускала возможности ведения миссионерской деятельности с населением со стороны неправославных конфессий. Обладая исключительным правом убеждения иноверцев, некоторые миссионеры могли описывать иные конфессии, включая ислам, в качестве ложных вероучений. Ключевые слова: ислам, неправославные конфессии, мухаммеданство. N. M. Markova Vladimir State University (VLSU) (Vladimir, Russia) M. R. Shavalieva Vladimir State University (VLSU) (Vladimir, Russia) THE “IMAGE” OF ISLAM IN THE WORKS OF ORTHODOX AUTHORS OF THE TURN OF THE 19 TH -20 TH CENTURIES The article is devoted to the problem of forming the image of Islam at the turn of the 19 th — 20 th centuries among a number of Russian authors. The study of the sources of Muslim dogma by Russian researchers led to the formation of two images of Islam: as one of the religions of Russian subjects and as a false and hostile to Orthodoxy doctrine. Recognizing the legislatively approved primacy of Orthodoxy over all other confessions in the Russian Empire, state power granted a number of non-Orthodox confessions, including Islam, the right to freely exercise their faith and rituals. At the same time, the freedom granted did not allow the possibility of conducting missionary activities with the population on the part of non-Orthodox confessions. Possessing the exclusive right to persuade non-Christians, some missionaries could describe other denominations, including Islam, as false dogmas. Keywords: Islam, non-Orthodox confessions, Muhammadism DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-3-117-125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=