Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 136 Надежда на будущее расширение, а в идеале – устранение, границ, накладываемых на человека природой, воодушевляет, в частности, представителей трансгуманизма, который, правда, скорее, следует отнести к третьей парадигме, поскольку он мыслит природное, как то, что может быть преобразовано совместными усилиями развивающегося научного знания и технического вмешательства – то есть социогенными факторами. Социоцентристская антропологическая парадигма в качестве сверхиндивидуального предела, ограничивающего человеческое бытие, как уже было сказано, рассматривает социальное. В данном случае бесконечность как человеческого бытия, так и социального пространства, где оно разворачивается, потенциальна. Конструктивистские модели, которые, как представляется, выражают сущность социоцентристской парадигмы, предполагают высокую пластичность как общественной реальности, так и человеческой природы. Потенциально общество может быть очень разным (например, патриархальным, матриархальным или биархальным), однако, заметим, что любое фактическое общество существует в конкретных, определенных (то есть конечных) институциональных формах, и даже если оно меняется радикальным образом – это всегда смена одной конечной определенности на другую. Человек же в обществе также может выбирать между различными проектами социальной реализации, но только в пределах, зависящих от типа общества, его открытости (по К. Попперу), степени социальной мобильности и т.д., и при этом каждый сделанный выбор отсекает какие-то из других, ранее потенциально доступных ему возможностей. Ключевые отношения антропологической проблематизации Задаваясь вопросом о том, что же именно подразумевается под «ecce homo», мы можем выделить несколько ключевых точек или, точнее, диспозиций, исходя из которых человек определяет самого себя. Конкретное содержание этих диспозиций и порядок их приоритетности будут в различных парадигмах задаваться по-разному, но в той или иной форме они выступают в качестве стержневых линий для любой антропологической проблематизации. В качестве основных диспозиций следовало бы выделить в первую очередь отношения «человек–природа», «человек–другие» (или: «человек–люди»), «человек–время» (или: «человек–история»), «человек–дух» («человек– идеальное», в ряде случаев: «человек–абсолют»), «человек–тело» и, наконец, «человек–смерть». Человек–природа Отношение «человек–природа» характеризует место человека в окружающем мире. Как уже отмечалось выше, для мифо-метафизической парадигмы природа представляется либо священным, живым, одухотворенным космосом, либо физическим («фюзисным») порождением высшего метафизического начала (как минимум, результатом его воздействия на пассивную материю). Чувственно воспринимаемая материальность природы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=