Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 138 выражающие те или иные космические принципы или манифестации божественного, с которыми взаимодействует человек. Для второй парадигмы «другие люди» образуют коллективный субъект эволюции природных форм, за счет принадлежности к которому человек является собой. Вместе с тем (что очень важно также и для третьей, социоцентристской парадигмы) люди создают и мир интерсубъективного, так называемый «сопредельный мир», который, согласно, в частности, Х. Плеснеру, не окружает человека подобно природе, но и не содержится в нем подобно внутреннему миру, а «несет на себе личность, будучи в то же время несомым и конструируемым ею» [5, с. 262]. Этот сопредельный мир, по выражению Х. Плеснера, образует чистое «мы» или сферу духа. Для социоцентристской антропологической парадигмы принципиальную значимость имеет тот факт, что именно в этом интерсубъективном пространстве конструируются смыслы, придаваемые явлениям и процессам, и формируются дискурсы, предопределяющие распределение этих смыслов и значимость тех или иных интерпретаций. Им же предопределяются и институциональные формы социального [13]. Однако личное бытие человека постоянно подвергается риску затеряться или даже раствориться в безличном бытии социальных форм, нормативных предписаний или общих суждений и практик. Экзистенциалистская антропология использует для описания этого безличного бытия неопределенно- личное местоимение das Man. Преодолеть привычную подчиненность неопределенно-личному das Man и освободить личностное ядро своей экзистенции может помочь, например, по убеждению К. Ясперса, экзистенциальная коммуникация, в которой ее участники непрестанно обращены к личностному началу друг друга и к уникальности той связи, которая между ними в настоящий момент существует [14, гл. 3]. Природно- естественной и социоцентристской парадигмам неведомо понятие греха, экзистенциализм же не приемлет и категорию вины, однако, согласно Ж.- П. Сартру, одной из центральных характеристик нашего существования является ответственность, что позволяет французскому мыслителю назвать экзистенциализм гуманизмом [15]. Кроме того, следует добавить, что в постмодернистской философии, которая принадлежит к третьей парадигме, критически пересматривается понятие целостности, в том числе и целостности субъекта. Для расколотого, расщепленного субъекта, в некоторых случаях в качестве других могут выступать и его собственные субличности. Человек–время, человек–история Человеческое бытие включает в себя такую характеристику как способность осознавать изменения, происходящие в окружающем мире. Длительность, включающую в себя эти изменения и измеримую определенными из них, мы называем временем. Один из самых фундаментальных философских вопросов – это вопрос о природе времени:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=