Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 141 освобождению. Иудаизм видит в человеческом теле подобие Бога, и посему оно священно. В исламской антропологии, не разделяющей идею о «творении по образу и подобию», тело человека творится из «звонкой глины», в которую Всевышний «вдохнул от Своего Духа», жизнь тела естественна и угодна Аллаху, телесные наслаждения праведника – дары Всевышнего. В рамках второй антропологической парадигмы тело человека есть прямое продолжение в нем природного сверхиндивидуального предела, и даже то, что отличает нас от других живых существ – мышление, мораль, труд, культура, – доступно нам в силу нашей природной телесной организации – например, особым образом организованной материи мозга. Желания тела, потребности тела, возможности тела у З. Фрейда, К. Маркса и многих других теоретиков – это переменные, привязанные к биологическим константам. Наиболее сильные качества человеческого существа выводятся из его природной слабости или, как у А. Гелена, «недостаточности» [19, с. 174], естественной исходной неприспособленности к среде обитания. Социоцентристская парадигма обращает внимание в первую очередь на искусственный характер телесности человека. Природный материал нашего естества, хоть и имеет определенные границы, но все же весьма пластичен. Наше культурное существование, дискурсы в которые мы погружены, смыслы высвеченные и закрепленные этими дискурсами способствуют формированию вполне конкретного типа тел. Гимнастика, гигиена, кулинарные традиции, диетологические практики, пост – всего этого мы не находим в животном мире, и все это делает наше изначально природное уже не природным, а социальным продуктом, производимым в соответствии с определенными смыслами. Кроме того, социальное не только работает с исходным биологическим материалом нашего тела, но и дополняет его за счет бесчисленных протезов или «расширений»: от одежды и каменных орудий, до автомобилей, контактных линз, искусственных органов, компьютеров. Вместе с тем в ряде теорий, например, у М. Фуко социальные процессы и институты рассматриваются как направленные не на некоего трансцендентального субъекта или субъекта политического, экономического и т.д., а, прежде всего, на тело человека. Так властные отношения, устанавливаемые обществом, начиная с Нового времени, представляются в контексте анатомо-политики и биополитики как власть над «производящим телом-машиной» и «телом-родом». Тело также мыслится как наделенное собственными средствами выражения смыслов, исследуется пространство языка тела, в котором можно читать не только индивидуальные желания, но и социальные коды. Развитие компьютерных технологий все в большей степени способствует практическому воплощению идеи «тела без органов» Ж. Делеза [20, с.11-13], смыслы и ценность физического тела постепенно вытесняются логикой виртуального тела, что подразумевает пересмотр основных пространственно-временных отношений, определяющих человеческое бытие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=