Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 150 DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-3-149-156 Если понятие творчества в философской литературе уже в основном определено, то понятие «творческий потенциал человека» и его сущность до сих пор не определена. Этим понятием обозначают как объективно существующие материальные ценности и человеческие ресурсы, так и сущностные силы, и способности человека, его наполняют как объективным, так и субъективным содержанием [4]. Различия потенциального и актуального, возможности и действительности, имеют давнюю традицию исследования в мировой культуре и философии. При этом потенциальные возможности рассматриваются как нереальные или воображаемые субъекты, т.е. предстают как небытие. Но впервые глубокий анализ взаимодействия потенциального и актуального дал Аристотель, рассматривая бытие в возможности как «потенциал», отмечая, что между возможностью и действительностью существует разница [1, с. 238 ]. У Аристотеля материя рассматривается как бытие, имеющее возможности, а форма – как осуществлённая возможность или действительность [3, с. 246]. Переход возможности в действительность, таким образом, предстаёт как начало всякого движения. Актуальную действительность он разделяет на «энергию» и «энтелехию». При этом энергия – это деятельность, которая возникает при переходе от возможности к действительности, а энтелехия предстаёт как результат этого перехода. Таким образом, действительность у Аристотеля – это и процесс, и результат преобразований потенциальной возможности в актуальную действительность. В средневековой философии понятия возможность и действительность были переведены как «потенциал» и «акт» (потенциальное и актуальное). Аристотель рассматривал взаимодействие потенции и акта как диалектическое единство противоположностей, которые переходят одно в другое. При этом, Аристотель потенциал понимал как способность творить, поэтому связывал искусство с возникновением нового, т.е. с переходом потенциального в актуальное в результате разумных и деятельных усилий субъекта творчества [2, с. 176]. Таким образом, Аристотель даёт жизнь понятию потенциала и придаёт ему философское звучание, рассматривая результат взаимодействия потенциального и актуального как акт осуществления творческих возможностей субъекта, как реализацию его потенциала в процессе творческой деятельности. Энергия деятельности направляет творческую эволюцию на основе имеющихся потенциальных возможностей, которые подкреплены психическими качествами человека (его способностью, волей, целенаправленностью). Потенциальное и актуальное имеют неустойчивый характер. На эту их особенность обращает внимание Э. де Боно, рассматривая репродуктивное (шаблонное) мышление как динамическое, а продуктивное мышление как основу творчества [6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=