Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 16 Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 – 184 (163 мужчины и 21 женщина) [21, с. 269]. «В этническом отношении это были в основном буряты и калмыки – выходцы с восточных окраин Российской империи, из мест традиционного исповедания буддизма (Забайкальская область, Астраханская и Ставропольская губернии, область Войска Донского). ... В основном, учащиеся столичных учебных заведений (только в одном университете более двадцати человек) и служившие в казачьих частях, расквартированных в Петербурге. Буряты селились на Петербургской стороне, калмыки в Литейных частях» [22, с. 15]. За неимением общего храма бурятские и калмыцкие буддисты собирались для совершения богослужения, как правило, отдельными группами на частных квартирах, перед скромными домашними алтарями с образом (бурханом) Будды Шакьямуни. Те, кто приезжал в Петербург на короткое время, молились прямо в гостиничных номерах. Родовитые нойоны (светские феодалы), титуловавшие себя князьями, – Ц.-Д. Тундутов и С. Д. Тюмень, являлись депутатами Государственной думы. Потомок Далай Таши Хана, нойон Церен-Давид Тундутов, представлял собой «любопытное соединение европейской культуры с глубоким знанием тибетских наук и буддийской философии» [23, с. 16]. Его сын Данзан (Дмитрий), обучался в Пажеском корпусе. В годы 1-ой мировой войны Д. Д. Тундутов служил адъютантом великого князя Николая Николаевича. В городе проживало и немало буддистов-иностранцев – китайцев, японцев, сиамцев, – имевших при своих посольствах небольшие молельни. Были среди последователей буддизма и русские, в основном представители высшего света и либеральной интеллигенции, которые искали новую веру в религиозно-философских учениях Древней Индии и Тибета. Еще в 1830-е – 1880-е годы были опубликованы труды о буддизме родоначальников русской тибетологии и монголоведения, членов С.-Петербургской Академии наук, академиков Я. И. Шмидта и А. А. Шифнера [24, с. 18]. Из публикации 1898 года в журнале «Строитель», известно о возбуждении ходатайства об открытии небольшой буддийской молельни, рассчитанной на 100-120 человек [25, стб. 540]. Идейным вдохновителем строительства буддийского храма в Санкт- Петербурге был Цанид-Хамбо Лама Агван Лобсан Доржиев (1853-1938) (рис. 6)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=