Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 161 архитектонику смыслов, скрытую за, казалось бы, наивными верованиями и привычками «примитивных» людей. Социальная антропология заново открывает простые общества, обнаруживая в их артефактах и языке творческий разум, не менее изобретательный и искусный, чем разум «цивилизованного человека», но прибегающий к другим схемам обработки информации, иным способам коммуникативной деятельности. Задача антрополога состоит в том, чтобы понять «другие формы жизни в их собственных терминах» [9, p. 26], «освободиться от оценок, основанных на собственной культуре» [10, c. 210]. Вызов состоит в том, чтобы преодолеть гравитацию «своего», видеть в отсутствии привычных моделей поведения и мышления не дефицит смысла, но другие системы значений, заставляющие искать «переводческие» эквиваленты, аналогии, наводить мосты между опытом разных культур. Социальный антрополог в этом смысле – участник межкультурной коммуникации, преодолевающий языковые и мировоззренческие барьеры между культурами, а также центристские устремления «просвещенного» разума, склонного к опеке над теми, кто не в состоянии демонстрировать самостоятельность и зрелость своей мысли. Сложность простых обществ невозможно представить без современных методологий, признающих ситуацию культурного плюрализма, ценность другого, а также воспитывающих в человеке представление о границах человеческого знания, потребность в многоуровневой интерпретации, недоверие к глубинным основаниям, фиксированным обобщениям. Так, например, постмодернистский метод деконструкции [11] призван уловить в каждой культуре полифонию смыслов, освободить ее от фиксированных штампов «самобытности». Преследуя эту задачу, антрополог солидаризуется с носителями изучаемого общества, вникает в специфику возможностей конструирования, данного культурного целого и одновременно отстраняется от стереотипов, являющихся естественными для тех, кто живет в «недеконструируемом» мире повседневного обращения к повторяющимся стандартам поведения и мышления. Роль антрополога в простых обществах не сводится лишь к роли интеллектуала, вырабатывающего адекватные познавательные модели и вступающего в информационный контакт с автохтонным населением. Вызов состоит также в освоении другого социального запаса знания и деятельном участии в другой повседневности, что можно рассматривать как опыт «инициации» [10, c. 211], «переход» к ролевому репертуару и условиям существования за пределами Западной цивилизации. Подобная инициация не превращает исследователя в представителя другой культуры, скорее, требует от него более адекватного понимания границ и различий, совмещения установок нескольких «жизненных миров». От антрополога требуется сообразовываться со знанием и временем своей культуры (с экономическими средствами, заданными сроками производства научной продукции, идеалами научной рациональности в целом) и одновременно следовать темпу жизни изучаемого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=