Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 174 А. В. Скоморохов Институт философии РАН ПОСТУПОК И СИМФОНИЯ Морально-философскую критику этики определяет проблема согласования общего и особенного. Предполагается, что этика стоит на стороне общего (общества), а не особенного (индивида). Цель данной статьи: а) прояснить истоки проблематизации этики (отношения индивида к общему) в мысли XIX–XX вв., б) установить пути согласования особенного и общего в новой социокультурной ситуации, в) рассмотреть сложности, с которыми сталкивается в решении этого вопроса философия поступка. Мы полагаем, что эмпирическому пути достижения общности (предполагающему репрессивное «снятие» единичного) противостоит онтологический путь, заключающийся в усмотрении истины (идеала), посредством интеллектуального схватывания сущности предмета. Именно опосредование отношения «общее – особенное» истиной (идеалом) обеспечивает их согласование. Соответственно, истоком проблематизации общего в современной мысли предстает социокультурная ситуация, определенная разочарованием в идеалах и целеполаганиях Нового времени. Реконструируется переход от этической системы Канта, в рамках которой идеальная перспектива вводилась учением о постулатах практического разума, к краху идеальной перспективы в мысли Ницше и Достоевского. Тем самым, показывается, что процесс обессмысливания непреодолим в границах мысли, определенной принципами объективности и автономии. Отсюда следует, что (а) опираясь на поступок морального субъекта, невозможно решить исходную задачу согласования (субъективная нацеленность морального субъекта, действующего в условиях абсурда, с необходимостью расходится с общественно значимым смыслом его поступка); (б) задача гармонизации отношения индивида к общему требует поиска новых оснований и нового исторического целеполагания. Ключевые слова: мораль, этика, универсальность, автономия, поступок, нигилизм, история, смысл. A. V. Skomorokhov Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) ACT AND SYMPHONY The philosophical criticism of ethics is based on the problem of reconciling the general (universal) and the particular. It is assumed that ethics is on the side of the general (society), and not the particular (individual). The purpose of this article is to: a) clarify the origins of the problematisation of ethics (an individual’s relation to the general) in the thought of XIX–XX century; b) identify ways to reconcile the particular and the general in the new socio-cultural situation, c) consider the difficulties encountered in solving this issue by the philosophy of action. We believe that the successful coordination of the general and the particular requires the presence of an ideal mediating their attitude. Submission to the general, that is not sanctified by the universal law of universal significance cannot be justified. In this context, the sociocultural situation, defined by disillusionment with the ideals and goal-setting of the New Age is considered to be the source of the problematisation of the general (universal) in modern thought. The transition from the ethical system of Kant, in which the ideal perspective is introduced by the theory
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=