Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 19 И. Щербатский, А. Д. Руднев, дипломат, ученый и путешественник князь Э. Э Ухтомский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер. При этом Ф. И. Щербатский стал уполномоченным по постройке храма. [33, с. 2]. Эскизный проект здания был выполнен студентом Института Гражданских Инженеров Н. М. Березовским, который был привлечен по рекомендации академика С. Ф. Ольденбурга. В Архиве Дацана сохранились материалы, указывающие на то, что Агван Л. Доржиев принимал активное участие в разработке проекта храма, в том числе, и непосредственно в работах над эскизным проектом здания. Согласно проекту, здание храма должно было состоять из двух объемов: южного двухэтажного, с молитвенным залом (дуганом) и расположенными над ним кельями монахов, и северного – четырехъярусной башни (гонкана), заключающей в себе молельню гения- хранителя. Архитектурно-конструктивную разработку проекта, несколько позже, по рекомендации Ф. И. Щербатского и его коллег, выполнил создатель «Архитектурной энциклопедии XIX века», один из известнейших архитекторов города Гавриил Васильевич Барановский (1860-1920). Образцом для спроектированного Н. М. Березовским, Г. В. Барановским здания буддийской молельни в Санкт-Петербурге послужил классический тибетский тип храма – «дуган» Новый проект был окончательно утвержден 1 ноября 1909г. [34]. Зодчий, в частности, обогатил архитектурно-художественное решение храма: появляется отделка гранитными блоками скальной фактуры, интереснее становится отделка портика главного входа. Однако, через год утверждается новый проект Г. В. Барановского с упрощенной художественной отделкой 2 декабря 1910 г. (парадные двери золоченой бронзы были заменены на деревянные, золоченые капители пилонов портика – на темно-бронзовые). Строительство велось на собранные пожертвования. Треть требуемых на строительство средств была пожертвована известным врачом Жамсароном (Петром Александровичем) Бадмаевым (1841-1920 гг.) (тайно). 50 тысяч рублей были пожертвованы на строительство Далай-Ламой (1912 г.), 30 тысяч Агваном Доржиевым [35, с. 52]. Работы по строительству несколько раз приостанавливались. Причин было несколько. Идея устройства буддийского храма со школой и общежитием для лам не встретили поддержки П. А. Столыпина из-за неудобста избранного для постройки буддийской молельни места ввиду его удаленности от центра города, а, следовательно, «затруднительности установления надзора со стороны гражданской власти за общежитием буддистов» [36, с. 54], с чем согласился и император Николай II. Серьезное недовольство строительством буддийской молельни высказывали определенные круги российского общества и черносотенная пресса тех лет, а также местные крестьяне, исповедовавшие православие. По их мнению, буддийских храм, помимо всего прочего, «спорил» с православной Благовещенской церковью, затмевая его. Постоянно не хватало средств для строительства. К концу 1910 г. здание возводившейся молельни – буддийского храма было вчерне закончено. Здание усиленными темпами строили рабочие- строители из Костромской губернии и местные мастера (мастера-каменщики).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=