Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 191 А. С. Горяинова Белгородский государственный институт искусств и культуры А. В. Борисовский Белгородский государственный институт искусств и культуры НАКАЗАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИНАКОМЫСЛИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ: ФИЛОСОФСКО- АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В статье рассматриваются схожие и отличительные черты в практике наказаний религиозного инакомыслия в пространстве западной (католической) и русской (православной) культуры. Авторы находят сходство в попытке упрятать ересь в тюремные стены и различие в том, что европейские практики наказаний могли быть более наглядными. Также исследуются примеры философских объяснений практик наказания, осуществляемых в случаях религиозного инакомыслия. Одной из аспектов осуществления практик наказания, в католической культуре, была попытка классифицировать наказуемых; в то время, как на Руси такие попытки не предпринимались, но были моменты заимствования практик наказания. Выявляется общая тенденция, состоящая в решении дилеммы между духовным и телесным в человеке в пользу телесного и зримого, но также поступка как неотъемлемого элемента, определяющего необходимость наказания. Ключевые слова: тюрьма, религиозное инакомыслие, наказание, наглядность наказания, борьба с инакомыслием. A. S. Goryainova Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia) A. V. Borisovsky Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia) PUNISHMENT OF RELIGIOUS DISSENTATION IN THE SPACE OF EUROPEAN CULTURE OF THE MIDDLE CENTURIES: PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL REFLECTION The article discusses similar and distinctive features in the practice of punishing religious dissent in the space of Western (Catholic) and Russian (Orthodox) culture. The authors find similarities in trying to hide heresy in prison walls and the difference is that European punishment practices could be more visible. It also explores examples of philosophical explanations of punishment practices in cases of religious dissent. One aspect of the practice of punishment in Catholic culture was an attempt to classify the punishable; while in Russia such attempts were not made, but there were moments of borrowing punishment practices. A general tendency is revealed, consisting in solving the dilemma between the spiritual and the physical in a person in favor of the physical and visible, but also an act as an integral element that determines the need for punishment. Keywords: prison, religious dissent, punishment, clarity of punishment, the fight against dissent. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-3-191-200

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=