Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 197 достаточно большого пространства государства, удалённости провинций от культурных центров, профилактика ересей и вероотступничества была важнее, чем последующие, возможно, малоэффективные меры. В этом смысле, удалённое положение инакомыслящих тоже является такой профилактической мерой. Интересен и тот факт, что ещё в глубокой древности, как указывает Л. А. Чёрная, на Русь попали «Списки отреченных книг» из Византии (апокрифы, неканоническая литература), однако первый русский индекс запрещенных книг составляется лишь в XIV в.  10  . Наказания на Руси также объяснялись разными способами. Так, Н. Коллманн пишет о том, что в XV в. Приговоры в отношении еретиков часто объясняли отсылками к «канонам святых отцов» и византийскому праву (градскому закону)  6, p. 389  . Тем не менее, с еретиками поначалу поступали довольно жёстко (их сжигали, а члены их семей тоже наказывались, вплоть до смертной казни). Ссылаясь на Д. Голдфранка, Н. Коллманн полагает, что в течение XVI века наказания за ересь изменились от казни к тюремному заключению  6, p. 391-392  . Другие источники подтверждают тот факт, что судебная система постепенно, за несколько веков, переходила от наказаний более жёстких, к менее жёстким. Автор также делает интересное наблюдение относительно того, что в наказании еретиков и колдунов использовались стихии природы, которые, (вероятно из суеверия – прим. авт.), должны были нести очищающую функцию. Еретиков или ведьм могли утопить, сжечь или даже закопать в землю (здесь видится и языческие практики обращения к очистительному огню). Любопытно, что в некоторых случаях, организация казни несла подражательный характер католической Европе. Так, например, новгородских еретиков (1490 г.) казнили по примеру Я. Гуса  6, p. 396  . Если тела казнённых за измену могли выставляться напоказ для дальнейших унижений, то тело еретика, чаще всего, должно было быть полностью уничтожено, дабы не осталось реликвий для дальнейшего поклонения ему или объектов, способных содержать злых духов. С другой стороны, самосожжение староверов имело своей целью не попасть в плен к силам Антихриста  6, p. 448  . Колдовство стало строже преследоваться при Петре I, поскольку царь «..ввёл европейскую идею сатанизма», но во времена Екатерины II колдовство уже не преследовалось как уголовное преступление»  6, p. 437-438  . Тем не менее, сектантство всегда наказывалось самым строгим образом, хотя и здесь многое зависело от решения настоятелей монастыря, от строгости выбранного для каждого вероотступника режима. М. Н. Гернет пишет, что в Соловецком монастыре, ближе к XIX в. Арестанты могли получать в довольствие как хлеб и воду, так и обед из четырёх блюд; особую сложность решения представляло нежелание сектантов употреблять пищу, окроплённую, по обыкновению, святой водой, что означало для них осквернение пищи; но и здесь были допущены поблажки  5, p. 228  . Конечно, следует ожидать, что формы и суровость наказания в разные эпохи и по отношению к разным степеням вины не равнозначны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=