Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 198 Что касается раскольников, то Н. Коллманн упоминает о том, что поначалу: «…Церковь оставляла преследование в своих судах, прибегая только к устному допросу и избегая пыток. Церковный собор 1666 года показывает, что с отступниками обходились как с заблудшими братьями, а не как с преступниками…»  6, p. 439  . Но поскольку многие упорствовали, в 1667 обстоятельства приняли трагический оборот, когда «…Собор не только предал раскольников анафеме, но и назначил им телесные наказания и разбирательство в светском суде. Жестокость укрепила уверенность староверов в приближении апокалипсиса и усилила их сопротивление. Собор 1667 года обозначил «точку невозврата» к старому представлению о русском православии как о единой общине»  6, p. 439  . Отметим, что наказание раскольникам уже назначается в светском суде, а, значит, преступление против веры становится преступлением против государства. В развитии преследования религиозного инакомыслия в России и за рубежом много схожих черт, хотя есть и специфические особенности, а порой едва заметные нюансы. К схожим чертам можно отнести одинаковые виды наказаний для религиозных инакомыслящих с некоторой градацией в отношении той или иной вины; одинаковые цели искоренения ересей; к различающимся аспектам можно отнести более упрощённое или усложнённое отношение к организации наказаний и разные условия их исполнения. Некоторые виды наказаний пришли на Русь от языческих суеверий, некоторые стали подражательным моментам, заимствованным из европейской культуры. В основном, идея наказаний еретиков исходила из библейских текстов и комментариев богословов. Христианская церковь, проделав огромный путь, перешла от наказаний (греховного инакомыслящего) человека к наказанию (преступного) поступка. На это указывает и переход к наказанию инакомыслящих светскими судебными институциями, а также градация инакомыслия на вероотступников и еретиков. Безусловно, можно рассматривать указанную тенденцию и в рамках процесса секуляризации, транзита ряда функций из сферы религиозной в светскую, наказания в том числе. Однако, в основе лежат и более фундаментальные сдвиги между рациональным и нерациональным в мышлении европейского человека, а также пересмотром представлений о физическом и духовном. Наказание, представляя собой выбор между физическими и духовными страданиями, ставило средневекового европейца в кризисную ситуацию, которая требовала напряжения всех сил и человеческих ресурсов, заставляя упорно защищать то духовное зерно, которое владело его мыслями. Физическое (силы человека, его тело, сама жизнь) должны были сублимироваться в нечто духовное, но внешнее подтверждение этому было достаточно трудно найти. Отсюда пристальное внимание к внешним признакам и проявлениям ереси, попытки четкого видимого определения и обозначения ее в человеке, и поступок оказывался в решении этого выбора между физическим и духовным более идентифицируемым, чем незримая жизнь души.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=