Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 204 заманчивом свете…» [6, с. 275]. Далее автор словами Позднышева осуждает женщин высшего света, мало отличающихся, по его мнению, от женщин домов терпимости: «Вы говорите, что женщины в нашем обществе живут иными интересами, чем женщины в домах терпимости, а я говорю, что нет, и докажу. Если люди различны по целям жизни, по внутреннему содержанию жизни, то это различие непременно отразится и во внешности, и внешность будет различная. Но посмотрите на тех, на несчастных презираемых, и на самых высших светских барынь: те же наряды, те же фасоны, те же духи, то же оголение рук, плеч, грудей и обтягивание выставленного зада, та же страсть к камушкам, к дорогим, блестящим вещам, те же увеселения, танцы и музыка, пенье. Как те заманивают всеми средствами, так и эти. Никакой разницы» [6, с. 275]. Л. Н. Толстой выступает противником интересов светских женщин, ограничивающихся рамками внешней жизни, не приводящей к внутренней, духовной жизни. Толстой подчеркивает важность сохранения целомудрия, целостности души молодых людей как до брака, так и после вступления в брак. Целомудрие является залогом счастливой семейной жизни, разврат способствует разрушению семейно-брачных отношений. «Я помещик и кандидат университета и был предводителем. Жил до женитьбы, как все живут, то есть развратно, и, как все люди нашего круга, живя развратно, был уверен, что я живу, как надо. Про себя я думал, что я милашка, что вполне нравственный человек» [6, с. 269]. По мнению Л. Н. Толстого, разврат – это освобождение от нравственных обязательств перед женщиной: «Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный разврат именно в освобождении себя от нравственных отношений к женщине, с которой входишь в физическое общение» [6, с. 270]. Итак, разврат, развращенность губительны для семьи, целомудрие же в противоположность разврату – залог благополучной семейной жизни, основное условие сохранения семьи. Обличает Л. Н. Толстой людей старшего поколения, не передающих азы добродетелей детям; обличению подвергается и церковная власть, удаляющая людей от претворения в жизнь Заповедей Божиих: «Я ведь ни от кого от старших не слыхал, чтоб то, что я делал, было дурно. Да и теперь никто не услышит. Правда, есть это в заповеди, но заповеди ведь нужны только на то, чтобы отвечать на экзамене батюшке…» [6, с. 271]. «Напротив, я слыхал от людей, которых я уважал, что это было хорошо; от товарищей же слышал, что в этом есть некоторая заслуга…» [6, с. 271]. Нравственное и физическое падение сопровождается, первоначально, угрызениями совести: «Помню, мне тотчас же, там же, не выходя из комнаты, сделалось грустно, грустно, так что хотелось плакать, плакать о погибели своей невинности, о навеки погубленном отношении к женщине… Чистого отношения к женщине уж у меня с тех пор не было и не могло быть. Я стал тем, что называют блудником. А быть блудником есть физическое состояние, подобное состоянию морфиниста, пьяницы, курильщика. Как морфинист, пьяница, курильщик уже не нормальный человек,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=