Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 205 так и человек, познавший несколько женщин для своего удовольствия, уже не нормальный, а испорченный навсегда человек – блудник» [6, с. 272]. Одной из причин плотского невоздержания называется следующая: «Ведь наша возбуждающая излишняя пища при совершенной физической праздности есть не что иное, как систематическое разжигание похоти» [6, с. 275]. Умеренному потреблению пищи, плотскому воздержанию способствует соблюдение установленных церковью постов. Жизнь по Заповедям Божиим, воцерковление приобщает человека к духовной жизни, являющейся непременным условием счастливого брака. В браке, считает Толстой, необходимо постоянное духовное, нравственное совершенствование. Мы разделяем точку зрения Ю. В. Шарановской, которая считает, что «именно смирение животного, плотского начала в человеке стало одним из ключевых направлений толстовской программы духовно-нравственного совершенствования человека» [7, с. 319]. Таким образом, следующим условием сохранения семьи необходимо назвать жизнь по Заповедям Божиим; духовную, нравственную работу над собой супругов. В повести непременным условием духовного развития личности называется закон нравственной чистоты: «Но нравственный закон сам за себя отплачивает, когда нарушаешь его» [6, с. 283]. По утверждению Л. Н. Толстого, уничтожение плотской страсти способствует достижению идеальных супружеских отношений, суть которых есть всепрощение, милосердие, добро, любовь. В повести читаем: «Из страстей самая сильная, и злая, и упорная – половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти и последняя, самая сильная из них, плотская любовь, то пророчество исполнится, люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута, и ему незачем будет жить. Пока же человечество живет, перед ним стоит идеал и, разумеется, идеал не кроликов или свиней, чтобы расплодиться как можно больше, и не обезьян или парижан, чтобы как можно утонченнее пользоваться удовольствиями половой страсти, а идеал добра, достигаемый воздержанием и чистотою» [6, с. 281]. По мнению автора, парижане относятся к любителям чувственных, плотских удовольствий. Следовательно, русскому человеку не следует слепо заимствовать западноевропейский путь развития. Еще одно условие сохранения современной российской семьи – возрождение православных семейных традиций. Исповедь Позднышева не только о нем и его жизни, это повествование о нравах общества. Словами героя автор утверждает, что страстные, бездуховные отношения истощают влюбленных: «Все время было гадко, стыдно и скучно…Влюбленность истощилась удовлетворением чувственности, и остались мы друг против друга в нашем действительном отношении друг к другу, то есть два совершенно чуждые друг другу эгоиста, желающие получить себе как можно больше удовольствия один через другого» [6, с. 283]. Герой Толстого обнаруживает, что семейные ссоры – особенность не только их брачных отношений: «Я не знал тогда, что это общая участь…» [6, с. 283].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=