Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 206 Плотскую жизнь во время беременности автор называет преступлением: «Я удивлялся нашей ненависти друг к другу. А ведь это и не могло быть иначе. Эта ненависть была не что иное, как ненависть взаимная сообщников преступления – и за подстрекательство, и за участие в преступлении. Как же не преступление, когда она, бедная, забеременела в первый же месяц, а наша свиная связь продолжалась?» [6, с. 285]. По мнению Л. Н. Толстого, нарушение закона природы – жизнь плотской жизнью беременных и кормящих грудью женщин: «И вот для женщины только два выхода: один – сделать из себя урода, уничтожить или уничтожать в себе по мере надобности способность быть женщиной, то есть матерью, для того чтобы мужчина мог спокойно и постоянно наслаждаться; или другой выход, даже не выход, а простое, грубое, прямое нарушение законов природы, который совершается во всех так называемых честных семьях. А именно тот, что женщина, наперекор своей природе, должна быть одновременно и беременной, и кормилицей, и любовницей, должна быть тем, до чего не спускается ни одно животное» [6, с. 286]. Словами главного героя в «Крейцеровой сонате» в непривычно откровенной форме Толстой выразил взгляды на процессы эмансипации и на «семейный вопрос», провозглашая: «То же и с эмансипацией женщины. Рабство женщины ведь только в том, что люди желают и считают очень хорошим пользоваться ею как орудием наслаждения. Ну и вот освобождают женщину, дают ей всякие права, равные мужчине, но продолжают смотреть на нее как на орудие наслаждения, так воспитывают ее и в детстве и общественным мнением. И вот она все такая же приниженная, развращенная раба, и мужчина все такой же развращенный рабовладелец» [6, с. 288]. И далее: «И она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, то есть будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного, но на ступень вещи, или она будет то, что есть в большей части случаев, – больной душевно, истеричной, несчастной, какие они и есть, без возможности духовного развития» [6, с. 288]. Понятно, что автор возмущен способами контрацепции. «Изменить это может только перемена взгляда мужчин на женщин и женщин самих на себя. Переменится это только тогда, когда женщина будет считать высшим положением положение девственницы, а не так, как теперь, высшее состояние человека – стыдом, позором» [6, с. 288]. Большинство современников Л. Н. Толстого не разделяли идей, прозвучавших из уст Позднышева, что стало для писателя откровением. Поэтому в «Послесловии к «Крейцеровой сонате»» Толстой обосновывает идеал всеобщего полового воздержания во имя нравственности (как до вступления в брак, так и после). В. В. Розанов в исследовании «Семья как религия», анализируя повесть «Крейцерова соната», высказывает следующую точку зрения: «Самое длительное впечатление и самое глубокое оставляет произведение писателя, иногда несовершенное по форме, но в котором сжат сок остальных его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=