Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 213 ожиданиям В. Г. Короленко в эпизоде, в котором Вася впервые видит тело Маруси, не прибегает к каким-либо ярким языковым приемам, демонстрируя изобразительную лаконичность. По сути, перед нами немая сцена, нарушаемая лишь редкими всхлипами присутствующих и стуком топорика Штык-юнкера, мастерящего гроб. В повести нет лингвистически яркого описания проявления каких-либо чувств и у главного героя. Если у И. С. Шмелёва и Л. Н. Толстого подробно описывается эмоционально-психологическое состояние ребенка в трагический момент столкновения со смертью, то В. Г. Короленко о чувствах Васи скупо сообщает в одном предложении: «…и горькие слезы только теперь, при виде этого безжизненного тела, сдавили мне горло» [4, с. 188]. Можно предположить, что подобная скупость на слова и речевые приемы обусловлена фактом изображения мертвого ребенка. Эта картина сама по себе ужасна и потрясает до глубины души, она не требует дополнительных разъяснений и средств художественного выражения. И вполне вероятно, что Вася испытывает все те же чувства страха, отчаяния, горечи, отрицания, подобно героям И. С. Шмелева и Л. Н. Толстого, но для мальчика они все сконцентрированы в одном единственном моменте образования «комка в горле». Можно представить, насколько сложно принять факт того, что дети смертны, особенно когда ты сам являешься ребенком. Дети в любой культуре – это воплощение и средоточие жизни и, столкнувшись с фактом того, что смерть не проявляет милости ни к кому, даже к ребёнку, подобную авторскую немногословность легко объяснить. Л. Н. Толстой, И. С. Шмелёв, В. Г.Короленко описывают ситуации, когда со смертью близких (взрослых или ровесников) сталкиваются маленькие мальчики. Интересно отметить, что все рассмотренные произведения, являясь художественными, основаны на автобиографическом материале, а следовательно, отчасти опираются на личный опыт авторов – мужчин. В русской литературе есть и другой гендерный вариант детского столкновения со смертью: героями (героинями) произведений являются маленькие девочки, и написаны эти произведения женщинами – писателями. В повести Лидии Алексеевны Чарской «Княжна Джаваха» главная героиня, одиннадцатилетняя Нина, теряет свою мать, больную чахоткой. Можно предположить, что реакция на смерть матери девочки будет схожей с реакцией мальчиков у И. С. Шмелева и Л. Н. Толстого или даже будет превосходить её по силе. Однако Нина переживает свое горе совсем иначе. Эмоциональный шок оборачивается для нее чувственной немотой, периодом, когда ее эмоции, кажется, умирают вместе с матерью: «Я не могла плакать, хотя ясно сознавала случившееся. Точно ледяные оковы сковали мое сердце...» [1, с. 17]. В языковом плане в тексте при описании момента смерти матери Нины и последующих переживаний девочки Л. А. Чарская использует большое количество многоточий с целью создания особенного паузирования. Со временем первичное отрицание случившегося сменяется тоской и скорбью, а затем «тихой грустью». Любовь отца, ни на минуту не оставлявшего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=