Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 215 отраднее пройти жизненный путь» [3, с. 208]. Иными словами, та любовь, которую няня дарила окружающим изо дня в день и которая воспринималась естественной и неотъемлемой ее частью, после смерти няни осталась в сердце Клавдии, став эмоциональной опорой и нравственным ориентиром. В общекультурном плане данная идея должна оказаться нам исключительно близкой и понятной, должна войти в неразрывную связь с нашей повседневностью. Ведь именно любовь, бесконечная и бескорыстная, способна спасти человеческое существо не только от внешних невзгод, помогая преодолевать все новые и новые препятствия на жизненном пути, но и от самого себя, от губительных и разрушительных идей, от которых страдает человеческая душа, будучи лишённой всякой теплоты. Подводя итог, можно сказать, что русская литература не раз предоставляла нам возможность посмотреть на мир глазами ребенка. Мы видим, как непосредственно детское восприятие жизни, как ярко воображение, как сильна любовь, как искренно горе. В реакции детей на смерть есть и различие, и сходство. Герои рассмотренных произведений сталкиваются со смертью разных людей: кто-то теряет родителей, кто-то – любимую няню, кто-то – близких друзей. Несколько по-разному реагируют на смерть мальчики и девочки. Общим первичным чувством для всех детей становится отрицание смерти, а затем страх перед ней. Часто авторами акцентируется внимание на вхождение ребенка в состояние, пограничное между сном и реальностью. Для всех героев-детей смерть становится границей, за которой заканчивается светлое и беззаботное детство и начинается период взрослой жизни со всеми ее испытаниями. Стоит отметить, что все герои рассмотренных произведений вместе с великой утратой обретают и великий дар – дар сострадания и сочувствия. Каждый ребенок сохранил в своей памяти об умершем все самое доброе и светлое. Таким образом, дети по-своему увековечили память о дорогом им человеке и позволили хотя бы части его продолжить существование в мире живых. Литература 1. Чарская Л. А. Княжна Джаваха. М.: АСТ, 2015. 283 с. 2. Чарская Л. А. Записки институтки. М.: ЭНАС-КНИГА, 2016. 221 с. 3. Лукашевич К. В. Мое милое детство: автобиограф. повесть. М.: Сибирская Благозвонница, 2016. 204 с. 4. Короленко В. Г. В дурном обществе. Реутов, Моск. обл.: Омега, 2017. 188 с. 5. Толстой Л. Н. Детство. М.: Стрекоза, 2018. 157 с. 6. Шмелев И. С. Лето Господне. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 637 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=