Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 230 достаточно широк, и включает такие измерения как собственно этические [1, 2], религиозно-философские [3, 4], психологические [5], педагогические [6], юридические [7], этимологические [8] и т.д. Вводится даже понятие «совестология» как наука об изучении совести [9]. Все это свидетельствует о важности темы совести в современном гуманитарном дискурсе. Особую значимость приобретает сегодня вопрос о взаимосвязи совести и веры , который одновременно имеет и религиозное, и нравственное измерение. С нашей точки зрения, здесь одновременно раскрываются и существенные противоречия феномена совести, и ее наиболее важные свойства. Необходимо отметить, что религиозно-философское единство в понимании совести в наиболее полном виде было раскрыто в русской философской культуре. Большой интерес в этом плане представляет позиция Л. Н. Толстого, для которого совесть и душа связаны глубинным нравственным единством. Известный исследователь его философии Е. Д. Мелешко трактует это так: «…действительность души приоткрывается не только посредством феноменологии человеческого «я», она проявляется также в нравственном чувстве совести и сознания мирового единства души» [10, с. 16]. Эта связанность дает возможность наиболее точно понять мысль Толстого. Е. Д. Мелешко пишет: «Толстой пытается определить совесть вполне в метафизическом духе: как высшую ступень сознания связи человека со всеобщим духовным началом... Совесть и есть сознание всеобщего духовного начала, Бога. Тем самым Толстой делает первый шаг к переходу от сознания души к сознанию того, от чего душа человека отделена – к осознанию Бога, приоткрывающемуся через «голос совести». Вторым же шагом является осознание «единой души во всех»» [10, с. 16]. В тоже время соотношение веры и совести – это именно проблема, особенно свойственная современному периоду, проблема, требующая философской аналитики, прежде всего. Современный философ В. Малахов так характеризует сложившуюся ситуацию в духовной сфере: «Не просто в споре между атеизмом и религией, но в общей перспективе постижения современных человеком своего духовного назначения принципиальной, на мой взгляд, остается сама проблема веры , обращенная не только к выбору, но и к размышлению и предполагающая в человеке способность трезво, придирчиво исследовать свое внутреннее бытие, руководящие основания своего отношения к миру, соединять движение мысли и движение чувства в своеобразной «совестной» рациональности» [11, с. 207-208]. Понятие «совестная рациональность», введенное В. Малаховым, с нашей точки зрения вскрывает наиболее существенное противоречие, возникающее при религиозно-философском взгляде на совесть. Это двоякое противоречие: во-первых, противоречие между религиозным и философским воззрением, и, во-вторых, противоречащие внутри самого религиозного (в данном случае христианского) воззрения. Оно не возникает, если разделить совесть и веру, сделать их онтологически внеположенными явлениями. Однако в таком случае,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=