Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 62 Требования к профессиональному мастерству начальствующего состава русской армии, исходящие из практики военных действий во времена наполеоновских войн, общее ужесточение государственной дисциплины в царствование Николая I внесли коррективы в формат пополнения офицерских кадров. Прерогатива воспитания с детства необходимых качеств будущего военного, прежде всего, исполнительности, повиновения, лояльности престолу (после восстания декабристов в 1825 году) переносит акцент подготовки будущих офицеров на кадетские корпуса. Данные образовательные учреждения существовали и ранее, но в первой половине XIX века под влиянием общегосударственной ситуации были максимально приближены к армейской действительности. Сформировавшийся среди воспитанников комплекс моральных отношений переносился в офицерскую среду и определял стандарты поведения между сослуживцами. Замкнутость в пространстве корпуса, оторванность от родственного круга (свидания с родными были ограничены внутренним регламентом), перспективы долговременного совместного пребывания обуславливали замещение семейных связей кодексом товарищества, с помощью которого подросток, потом юноша фокусировал себя в коллективе. Исходя из этих неписаных положений, кадетами определялась собственная самооценка, мотивация поступков, стимулы совершенствования характера. Коллективизм, ограниченный корпоративной средой, диктовал жесткие правила нравственного взаимодействия, имевшие два ценностных вектора отношений: корпусное начальство и преподаватели, с одной стороны и круг кадетов, с другой. Противостояние двух сообществ подразумевало латентный конфликт между надзирающей администрацией, применявшей телесные наказания как средство поддержания дисциплины и подчиняющимися ей воспитанниками. Его можно реконструировать в виде перманентных столкновений, которые требовали проявления соответствующих качеств: групповой солидарности, доверительности в контактах, самообладания. Со временем данная модель отношений, апробированная в испытаниях, проецировалась на профессиональную коммуникацию – после производства в офицерский состав. Чувство товарищества почиталось кадетами как наивысшее проявление индивидуальных качеств личности. Оно определяло саму возможность пребывания в корпусе, так как в случае нарушения установленных коллективом правил, существовавших в виде непререкаемой традиции, кадет получал статус изгоя, без права на исправление. Моральные нормы равенства, общности взглядов и устремлений, взаимовыручки выставлялись к зачисляемым в кадеты подросткам как требования, имеющие большую важность по сравнению с официальными уложениями внутреннего распорядка. Будущему писателю Н. С. Лескову запомнились слова директора Первого кадетского корпуса генерал- майора Перского: «…никогда не пересказывайте начальству о какой-либо шалости своих товарищей. В этом случае вас уже никто не спасет от беды» [14, с. 373]. «Наушничество» и «искательство» (получение преференций) осуждались кадетской средой, воспринимая подобное как предательство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=