Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 63 товарищей, и лишало совершившего данный поступок положения «своего», что объяснялось обманом оказанного ему доверия. Офицеры-воспитатели не приветствовали доносчиков, исходя из двух позиций: во-первых, это требовало от них подвергнуть телесным наказаниям нарушителя дисциплины, во-вторых, многие из них в прошлом сами были выпускниками корпуса и придерживались кодекса поведения, усвоенного в юности. Грубость, дерзость, наносимые обиды в повседневном общении между кадетами компенсировались убежденностью в принципиальном единстве корпоративного сообщества, на поддержку которого мог рассчитывать каждый, соответствующий нравственным критериям, принятым в данном профессиональном союзе. Предоставление помощи в случае необходимости являлось непреложным законом среди будущих офицеров (во время восстания декабристов в 1825 году раненые мятежники, пришедшие во двор Первого кадетского корпуса, воспользовались состраданием его воспитанников: им перевязывали раны и предоставили временный кров тем, кто не мог уже двигаться; за это кадеты удостоились гнева императора, но поступить иначе препятствовали усвоенные ими правила великодушия к поверженному противнику) [14, с. 376-377]. Кадеты не имели права иметь наличные деньги. Ограничение было установлено с целью воспрепятствования развитию чувства зависти. Высокомерие, заносчивость знатным происхождением и размерами материального состояния осуждались и высмеивались. Формальное равенство предполагало поиск иных векторов самореализации: успехи в науках, проказы, дружеские связи. Желание отличиться формировало у кадетов внутреннюю готовность к подвигам. Кадетская среда выполняла функции нравственного регулятора поведения индивида. В постыдности поступка содержалась потенциальная угроза утраты уважения своих товарищей. Отмена крепостного права, развитие буржуазных отношений, рост промышленности, социальные преобразования обусловили реформы русской армии, проводимые военным министром Д. А. Милютиным. Ценностная модель отношений среди офицерского состава вынужденно трансформируется, так как меняется его социальное наполнение (количество офицеров-дворян составляло меньше половины) [2, с. 36]. Появляются альтернативные военной службе возможности самоосуществления (престижные технические специальности, открытие новых университетов, перспективы предпринимательства, общественная деятельность), что оказывает влияние на ее привлекательность. Во второй половине XIX века в России зарождается политический конфликт между сторонниками монархической формы правления (в большинстве своем к ним относилось военное сословие) и либерально ориентированной частью общества, требующей демократических перемен. Интеллигентская среда, сформировавшаяся в пореформенный период, воспринимала государственные институты (в том числе и армию) как средство насилия и подавления народа. Набор форм, выражающих несогласие с общественной действительностью, варьировался от поддержки политического террора до бойкотирования связей с определенными социальными группами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=