Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 24 информации и знания. Вместе с тем, с расширением цифрового пространства происходит трансформация традиционных нравственных ценностей, остро встают вопросы о критериях истинности информации и научного знания. Все эти вопросы, с одной стороны, не имеют устоявшейся правовой базы, пригодной для их регулирования, а с другой – цифровое пространство стремительно меняется, что заставляет искать некие универсальные инструменты регулирования. Именно сейчас, на этом этапе развития цифрового общества, особенно актуальным становится вопрос о разработке этических механизмов регулирования в цифровом пространстве, о пересмотре традиционных этических подходов к оценке ситуации, о формировании новой цифровой этики. Вопрос об определении содержания цифровой этики не теряет своей актуальности. Для его прояснения обратимся к современным научным разработкам по цифровой этике. Цифровая этика – термин, который часто используется в связи с понятием «информационная этика». По определению Л. В. Баевой, «информационная этика – область этики, связанная с изучением и разработкой морально-этических проблем развития ИО и НБИКС-технологий; 3) этических аспектов развития цифровых масс-медиа; 4) этических аспектов социальной жизни в ИО (права человека и безопасность, нормативность и дискриптивность в Интернет и др.)» [5, с. 158]. Информационная этика – достаточно изученная область прикладной этики; этические принципы и правила информационной этики были разработаны на уровне ООН, ЮНЕСКО и Международный союз электросвязи (МСЭ), в результате чего были выпущены такие документы, как «Декларация принципов информационного общества»; «Кодекс этики информационного общества», в которых поднимаются, в том числе, и вопросы цифровой этики [5, с. 158-159]. В нашей стране особенно актуальным считается вопрос о правовом обеспечении цифровой безопасности, породивший в обществе большое количество споров как политического, так и этического характера, поэтому та часть цифровой этики, которая связана с вопросами этического контроля и этической экспертизы в данный момент стала особенно актуальной. Кроме того, проблемы цифровой безопасности могут быть связаны и с вопросами этического образования – так, Л. В. Баева отмечает, что «для направленного формирования этики и информационной культуры в ряде стран появляются специальные учебные программы, призванные помочь формированию определенных поведенческих и ценностных ориентиров, значимых не только в виртуальной, но и реальной коммуникации, что актуально сегодня и для России» [5, c. 159]. Цифровая этика является частью информационной этики, однако, она не остается статичной; с появлением новых технологий и расширением цифрового пространства появляются новые ценностные вызовы и новые потребности в этической оценке. Рассмотрим какие именно проблемы порождает цифровое пространство, отметив, что этот список является далеко не полным, из-за постоянной и стремительной смены актуальных вопросов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=