Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 65 Однако, как признают суицидологи, мода на самоубийства для русского дореволюционного общества не была чем-то новым, ее рецидивы возникали с определенным постоянством. В фокусе общественного и научного интереса самоубийство как феномен оказалось в 1860-е годы. В семидесятые годы XIX века столицы и большие города империи были потрясены обилием самоубийств среди молодых людей. С середины 1880 годов наблюдается некий спад общественного внимания к теме суицида. Эпоха нового расцвета в истории самоубийства наступила уже после революции 1905 года. Тема самоубийства волновала умы не только ученых-правоведов, юристов и социологов, но и не остались безучастны к судьбе безвременно ушедших и философы, и литераторы, чьим мнением дорожила думающая Россия. Поводом для размышлений Ф. М. Достоевского над проблемой суицида в «Дневнике писателя» послужило самоубийство в декабре 1875 года во Флоренции 17-летней Елизаветы Герцен, дочери А. И. Герцена, покончившей с собой из-за неразделенной любви к французскому социологу Шарлю Летурно. Ее «аристократически-развратному» уходу из жизни, возмутившем писателя, Ф. М. Достоевский противопоставляет «нравственно-простонародное» - кроткое, смиренное самоубийство швеи, выбросившейся из окна с иконой (позже она послужила писателю прототипом героини повести «Кроткая»). Кроме того, он моделирует внутренний монолог «самоубийцы от скуки», «идейного самоубийцы», разочаровавшегося в мироздании, который мог принадлежать его современнику – Филиппу Майнлендеру (1841-1876). Этот немецкий философ создал теорию, трактующую историю вселенной как агонию разлагающихся частиц умершего Бога. Он обосновал необходимость собственного добровольного ухода из жизни, реализовав его на следующий день после выхода его главного труда. Ф. М. Достоевский видел истинную причину суицидального бедствия в «реализме», то есть разрушении религиозного сознания и религиозной этики. Психологический этюд Н. А. Бердяева (1874-1948) «О самоубийстве» написан философом в 1931 году за границей. Это реакция человека, мыслителя, христианина на участившиеся случаи суицидов в среде русской эмиграции, прежде всего молодежи. Н. А. Бердяев, будучи непримиримым противником самоубийства, считал, к самоубийству человека ведет его бессмысленное, бесцельное страдание и чувство безнадежности. Страдание, по мнению философа, обретает смысл только в религиозном отношении к жизни, наполняющем человека духовной силой. Перу выдающегося судебного оратора, ученого-правоведа и общественного деятеля А. Ф. Кони (1844-1927) принадлежит очерк «Самоубийство в законе и жизни» (1923), основанный на опыте его практической работы в суде. Рост числа самоубийств он соотносил с именно с социальными явлениями. А. Ф. Кони был пионером постмортальной аутопсихии – изучения мотивов, особенностей личности и поведения суицидента, часто основывающихся на психологическом анализе посмертных посланий и записок. Со второй половины XIX века в научных кругах завоевала популярность теория о наличии у покушающихся на свою жизнь особой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=