Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 80 Во-вторых, серьезное влияние на репертуар оказывает заимствованная музыка из Внешней Монголии, КНР, Японии, западная музыка (скажем, популяризируется американский джаз и блюз и пр., которыми увлекается, как правило, молодой сегмент монгольских музыкантов). Общую панорамную специфику воссоздает Бадамжавын Батжаргал, отмечая: «Имеется сильное влияние музыки соседних народов на монгольскую музыку. Мы, со своей стороны, склонны согласиться, что «Эта музыка как тенденция, адресованная главным образом молодёжной аудитории, противопоставляется серьезной национальной музыке, в центре которой находятся оперные и симфонические жанры» [1, с. 9]. В-третьих, процессы технологизации музыкальной сферы, поток во Внутреннюю Монголию современных музыкальных инструментов западноевропейского образца, отвечающих новейшим стандартам (включая дизайн, звучание и пр. характеристики), негативно сказываются на падении интереса молодых монгольских музыкантов к исконно народным инструментам, в том числе к моринхууру. Надо сказать, данная тенденция продолжает расти, правомерно вызывая тревогу за настоящее и, тем более, будущие судьбы монгольской народной музыки. К сожалению, становятся достаточно распространенными отрицательные тенденции, все в большей мере захватывающие концертно- конкурсные площадки и оказывающие негативное влияние на этническую музыкальную культуру монголов. В этом плане мы обращаем внимание на ряд проблемных мест в традиционной музыкальной культуре: - очевидность процессов устаревания исполнительского репертуара, который в прежнем виде не соответствует сегодняшним запросам общества. Вчастности, отмечается, что звучащая на всех сценических площадках тема «шаги лошадей» неоправданно занимает доминирующую позицию в игровом репертуаре современного моринхуура. С одной стороны, конечно, этого нельзя отрицать. Но, с другой стороны, следует иметь в виду объективные причины такого рода тенденции. По нашему мнению, она лежит связана со слабой педагогической базой, нехваткой талантливых композиторов, способных «влить свежую кровь» в современный репертуар моринххура. Это, в свою очередь, можно объяснить тем, что учеба в музыкальных учреждениях носит чрезмерно формализованный характер. Заметим, во многом это происходит по причине ослабевания связей с сугубо традиционными, «живыми» способами игры, утратой древних секретных методик игры на традиционном моринхууре и пр. - второй проблемой можно считать отсутствие хороших учебников, содержащих вопросы теории и практики игры на современном моринхууре: учебная литература, по которой обучаются сегодня молодые музыканты, признается слабой во всех отношениях. Во многом потому, что представляет собой худший вариант заимствования западных аналогов по теории и методике игры на струнных инструментах. Такая ситуация недопустима, поскольку у монгольского инструмента моринхуура совершенно другая «душа» (если

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=