Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 9 вовлекаются в процесс обмена идеями, смыслами, значениями, которые так необходимы и актуализированы в социальном дискурсе. Действительно, российская идентичность для старшего поколения является преодолением советского наследия, несущим часто социокультурные травмы. Для молодежи, казалось бы, российская идентичность естественно, так как они выросли уже в России. В то же время, следует подчеркнуть, что такая схема, хотя и облегчает исследование, содержит «белые пятна» в том, что среди старшего поколения, хотя и незначительный процент, сразу же отреклись от советской идентичности, что было связано, возможно, с неприятием советской модели идеологической индоктринации. Молодежь, также как следует из социологических опросов, хотя и родилась в России, имеет внутрипоколенческие различия. Старшее молодежное поколение (30-35 лет) является поколением только отчасти реализованных ожиданий и является группой высокой адаптации с потенциалом оптимизма. Сталкиваясь с реальными проблемами безработицы, жизненного устройства, низкой социальной мобильности, настроена на принятие российской идентичности, преимущественно, в рамках формально-правового смысла. Наибольший интерес представляет среднее молодежное поколение, которое является носителями молодежных субкультур, которые, впрочем, характеризуются разными ликами патриотизма и идентичности, в которых причудливо сочетается игровой, этнический и конфессиональный факторы. Младшее молодежное поколение – есть поколение технологических идеалистов, выросших в виртуальной реальности и имеющих в основе идентификационного выбора, часто, интернет-сообщества, в той же степени, как и низкую мотивацию на российскую гражданскую идентичность в контексте профессиональной карьеры и сопутствующей гражданской активности. Исследования, посвященные развитию российской идентичности, выявляют прямую связь между православием и межпоколенческим диалогом в контексте формирования нравственных идеалов и межличностном отношении, но имеет опосредованное значение в идентификационном обмене между поколениями. Речь идет о том, что для молодежи православие под влиянием пострелигиозности выступает личностным выбором, в то время как старшие поколения более внимательно относятся к православию в контексте базисного консенсуса российской идентичности. Уже упоминаемые различия в акцентах молодежи на самореализацию и старшего поколения на стабильность и порядок имеют последствием то, что для старшего поколения православие является нерушимой традицией, даже для тех, кто придерживается советских установок, в нынешних условиях бескультурья и бездуховности православие выглядит маяком для соблюдения базовых нравственных норм. Молодежь видит в православии продолжение успеха и неуспеха в жизни, приверженность православию является маркером успеха (православие понимается как мода) или неуспеха (обращение к православию является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=