Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 99 «Венские мастерские» – художественное объединение архитекторов, художников и дизайнеров, существовавшее в период с 1903 по 1932 год. Их основателями и лидерами на протяжении всех лет работы были Йозеф Хоффман (1870-1956) и Коломан Мозер (1868-1918). В 1905 году формулируется первая программа объединения в статье «Рабочая программа Венских мастерских». За основу были взяты программы теоретиков позднего романтизма, символизма и модерна – Рихарда Вагнера, Джона Рескина, Уильяма Морриса, Чарльза Рени Макинтоша, Чарльза Эшби. Целью объявлялось создание уникальных предметов – произведений искусства, одновременно качественных и доступных. Идея организации мастерских была заимствована Хоффманом у англичан после посещения в 1902 году Ремесленной гильдии Эшби. Реализация стала возможной через год, когда нашёлся первый спонсор. Им стал промышленник Фриц Верндорфер, пообещавший сразу вложить 50000 крон. Для него предприятие носило не только художественный характер, он видел в нём коммерческий потенциал. Первая мастерская занималась обработкой серебряных изделий. Почти сразу заработали также столярный, кожевенный и текстильный отделы. Вместе с ростом производства увеличивалось количество сотрудников (к 1905 – сто). Появилось и своё издательство, тиражирующее рисунки Густава Климта, Эгона Шиле, Франца Кокошки. В 1915 году открылся отдел моды. Таким образом, объединение тяготело к всеохватности, стараясь воплотить одно из главных стремлений модерна – к формированию стилистически целостной жизненной среды человека. Полагают, что отдельных элементов интерьера недостаточно: в духе идей У. Морриса, преобладает «жажда творить не музейные шедевры, а самоё жизнь делать под стать искусству» [1, с. 5]. Одним из крупных официальных заказов стала разработка серии почтовых марок к шестидесятилетию коронации австрийского императора Франца-Иосифа. Проект был воплощен Коломаном Мозером в 1908 году и, как отмечается, выступал сильным контрастом к прежним классицизирующим изображениям [9, с. 421]. Отдельного внимания заслуживает выставочная деятельность Венских мастерских. Триумфальным событием для нового художественного объединения стала выставка 1908 года (Kunstschau). Климт, как президент выставки, провозгласил, что прогресс культуры заключается во «всё большей пронизанности всех сторон жизни художественными устремлениями» [9, с. 422]. В своей вступительной речи художник также обозначил новые цели искусства, заключающиеся в создании единого сообщества тех, кто создаёт, и тех, кто наслаждается. Однако ключевое изменение заключалось в том, что в современной жизни политические и общественные проблемы играют слишком большую роль, искусство не может претендовать на их решение, поэтому перед ним стоит исключительно посредническая и объединительная задача. Наряду с привычными музейными экспонатами: живописью, графикой, скульптурой, – в качестве выставочных объектов использовались также бытовые вещи. Дистанция между изящным и прикладным искусством отныне

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=