Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 13 А. В. Сухоруких Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова АКСИОЛОГИЯ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В статье актуализируется принципы духовно-нравственного становления человека, сформированные в качестве ключевого аксиологического аспекта в отечественной педагогической традиции и философии образования. Заостряется роль воспитания культуры человеческой личности в контексте гуманистической парадигмы, а также нравственный приоритет её бытия в онтологическом и социокультурном контексте. На примере теоретический воззрений выдающихся отечественных мыслителей и педагогов, П. Д. Юркевича и П. Ф. Каптерева, обосновывается важность и непреходящая значимость концепции духовного роста и развития человеческого существа, ценностного и сакрального аспектов его гнозиса как фундаментального основания всего педагогического процесса и преемственности всей отечественной образовательной культуры. Делается вывод, что в современных условиях инновационных изменений российской образовательной модели не меньшую значимость, чем фактор экономической эффективности и «цифровой идентификации» в «сетевой» информационной среде, приобретает персональная нравственная самореализация и культурная идентификация человека. Следовательно, принципиальную важность в современном образовательном пространстве приобретает гуманистическая направленность гуманитарного знания, эксплицирующая имманентные этические ценности, что, в свою очередь, всегда оставалось традиционным фундаментом отечественной образовательной культуры. Ключевые слова : образовательная культура, духовное развитие личности, культурная идентификация, гуманистическое воспитание, общечеловеческие ценности. A. V. Sukhorukhikh Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov ( Voronezh , Russia) AXIOLOGY OF THE SPIRITUAL FORMATION OF THE INDIVIDUAL IN RUSSIAN EDUCATIONAL CULTURE The article actualizes the principles of spiritual and moral formation of a person, formed as a key axiological aspect in the national pedagogical tradition and philosophy of education. It emphasizes the role of educating the culture of the personality in the context of the humanistic paradigm, as well as the moral priority of its existence in the ontological and socio-cultural context. On the example of the theoretical views of outstanding Russian thinkers and teachers P. D. Yurkevich and P. F. Kapterev, the author substantiates the importance and enduring significance of the concept of spiritual growth and development of the human being, the value and sacred aspects of its gnosis as the fundamental basis of the entire pedagogical process and the continuity of the entire national educational culture. It is concluded that under modern conditions of innovative changes in the Russian educational model, personal moral self-realization and cultural identification of a personality becomes no less important than the factor of economic efficiency and "digital identification" in the "network" information environment. Therefore, the humanistic orientation of humanitarian knowledge, explicating immanent ethical values, is of fundamental

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=