Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 19 трансформировалась до практики «школы, учащей мыслить смолоду» и расцвела нравственным опытом личности, «отдающей сердце детям» и персонально созидающей культуру поступка, мысли и слова. Сегодня, если не следовать стереотипу о тождестве обретённого в поисках смысла знания и максимально доступного информационного ресурса и руководствоваться тем принципом, что подлинное «образование – это просветление человека культурой, его самопознание» [7, с. 98], то первым шагом по качественному преображению российской школы нам видится возрождение смыслового контента воспитательных практик и собственно образования как таинства просвещения. Это вновь станет посвящение в знание, приобщение к ценностному содержанию культуры, манифестирующей онтологические смыслы, социокультурную и духовную субъектность личности – ко всему тому, что на сегодняшний день, по большей части, забыто, отвергнуто или же стандартизировано до «социальной нормы» [8]. Здесь наиболее тревожен нарастающий разрыв между транслируемым образованием и культурой вообще, а также явное несоответствие глобальным онтологическим задачам современности прикладных, по существу, «технологий обучения» сегодняшней школы, которая фактически разрывает, фрагментирует единую ткань общекультурного пространства, смещает аксиологический акцент с созидания на присвоение артефакта и «фабрикует особый тип личности – интеллектуального потребителя», при котором у человека происходит катастрофическое «обнищание души при обогащении информацией» его памяти [3, с. 11]. Полагаем, однако, что происходящие социокультурные изменения, значительно деформирующие образовательную парадигму и нивелирующие практику духовного становления человеческой личности, пока не фатальны. В свете этого, основополагающими принципами образовательных инноваций должны пониматься не техногенный фактор роста и его социально- экономическая составляющая, но этические ценности, открывающие неизменные духовно-нравственные основы бытия, а это, в свою очередь, традиционный фундамент отечественной образовательной культуры. «Преобразовать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества» – именно такую первоочередную цель необходимо увидеть безусловным приоритетом для подготовки подрастающего поколения «к решению глобальных проблем современности» [11, с. 7]. Сформированная на этих принципах образовательная среда может быть первоосновой развития нового этапа гуманистических отношений в российском социуме, роста интеграции знаний как ценностного кластера его культурологического ресурса. В свою очередь, сущностная гуманизация образовательной среды, важнейшее условие диалога и процессов конвергенции, становится действенным фактором плодотворной межкультурной интеграции на основе базисных общечеловеческих ценностей [14].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=