Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 27 Если рассматривать основную функцию непрерывного образования как самосовершенствование личности, то образование концептуально переходит в гуманитарно – антропософское измерение, демонстрирует универсальность форм становления и развития фундаментальных способностей человека, позволяющих ему стать подлинным субъектом культуры и исторического развития [8, c. 406]. Непрерывное образование, поднимается до уровня универсального фактора человеческого формирования. В этой связи деятельность конкретного человека, его поступки обусловлены как внешними, так и внутренними обстоятельствами, которые требуют философского осмысления, недаром, по словам В. С. Стёпина, «философия выступает рефлексией над всеми формами духа, включая и себя как форму сознания и познания» [9, c. 235]. Непрерывному образованию присущ в известной степени культурный консерватизм, потому как в процессе образования человек становится носителем знаний, накопленных человечеством. Л. В. Скворцов отмечает, что «особенность современной эпохи заключается в том, что «макромир человечества входит в микромир каждого индивида. На плечи каждого в той или иной степени возлагается общая историческая ответственность» [10, c. 292]. Это суждение можно рассматривать в контексте вопросов, касающихся и трансформации ценностей, иерархии и доминирования ценностных систем. Осмысление ценностных основ непрерывного образования в трудах философов и педагогов разных исторических эпох имеет одну общую тенденцию: это процесс становления личности. Поэтому рассматривая человека как саморазвивающуюся индивидуальность, можно утвердиться в мысли о том, что непрерывное образование становится смыслообразующей деятельностью при условии осознанного выбора и свободной реализации образовательных намерений, что способствует изменению смысловых ориентиров личности. Главным умением человека выступает понимание и умение управлять информационным пространством, потому как в настоящее время это признаётся как одно из условий самоутверждения, и как отмечает А. С. Запесоцкий, «акт понимания осуществляется не одним только интеллектом, а целостным миром человеческой субъективности, в единстве духовного, интеллектуального и душевного» [11, c. 84]. По мнению Э. Гидденса, мир в процессе глобализации не только не стал более «управляемым», но вообще вышел из-под контроля и «ускользает из рук». Глобализация затрагивает всех и каждого, влияет на повседневную жизнь самых обычных людей [12]. Человек замыкает на себе происходящие социальные процессы, фокусирует, ценности, интересы, потребности, и ожидания человека во многом зависят от его нравственных установок. Будучи субъектом собственной деятельности, человек придаёт большую значимость взаимодействию с окружающими объектами, посредством которых он в процессе непрерывного образования усваивает ценности. Субъектность человека в полной мере проявляется в том, как ему удаётся распределить свои возможности и скоординировать свои действия в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=