Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 50 различные ассоциации, зависящие от особенностей индивидуального сознания реципиента, его жизненного опыта, способностей, особенностей мировосприятия, потому невозможно его «единственно верное» толкование. Одним из аспектов многозначности художественного образа является недосказанность , его нарочитая неполнота. Умолчание, недоговоренность вовлекает читателя, зрителя в напряженный процесс сотворчества. Незавершенность образа – излюбленный прием искусства конца XIX – ХХ вв. Так, например, импрессионистов осуждали за «небрежность», «недоработанность», однако этот творческий метод применялся авторами сознательно. «Моим поэтом сможет стать только тот, кто, не договаривая всего полностью, даст возможность соединить мою мечту с его собственной, поэт, который придумает для своей пьесы действующих лиц без прошлого и без указания на время действия» – писал К. Дебюсси [5, с. 41]. Включение воспринимающего произведение искусства в познавательный процесс стало частым компонентом художественного творчества мастеров модернизма и постмодернизма. Сотворчество автора и адресанта произведения искусства в определенной мере обеспечивается интуицией . Интуиция, понимаемая как «прямое усмотрение истины, то есть усмотрение объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство» [1, с. 3], играет важную роль в художественном познании мира. Творчество вообще и художественное творчество в частности включает в себя интуицию как необходимый компонент. Без интуитивных догадок невозможно создание нового художественного образа, его построение не бывает целиком рациональным. Восприятие произведения искусства часто также основано на интуиции, даже простейшая эстетическая оценка «нравится – не нравится» часто является интуитивным суждением. Более сложная оценка, даваемая, в частности, искусствоведением, также во многом строится на интуиции специалиста. Да, за высказанным суждением будет стоять профессиональный опыт, система знаний, мировоззрение и искусствовед при необходимости логически обоснует свои выводы. Однако на первом этапе общения с произведением искусства часто срабатывает именно интуиция. Можно утверждать, что в процессе восприятия произведения искусства встречаются и «интуиция-догадка», и «интуиция-суждение», описанные Е. Л. Фейнбергом [15, с. 50]. Многомерность содержания художественного образа порождает и многоплановость вызываемых им эмоций. Художественный образ в принципе экспрессивен , он выражает эмоциональное отношение автора к объекту изображения и вызывает ответные эмоции у зрителя. При этом, как отмечает А. В. Гулыга, «эстетическое переживание тем острее и богаче, чем больше в него включена фантазия» [4]. Художник, не раскрывая всю полноту жизненного явления, оставляет простор для фантазии человека, воспринимающего произведение искусства. Фантазии, воображение порождают более сильные эмоции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=