Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 2. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 2, декабрь 2019 г. 77 сотником 1-го Конного полка Амурского казачьего войска Д. Н. Пешковым на азиатской лошади («монголке»), которые обыкновенно использовались забайкальскими и амурскими казаками. Переход занял 193 дня (1169 активных часов), за которые было пройдено 8283 версты. К эксперименту сотника подтолкнули известие о тридцатидневном конном пробеге «о двуконь» корнета 26 драгунского Бугского полка М. В. Асеева из Полтавской губернии в Париж на Всемирную выставку, желание доказать превосходные качества казачьей лошади и проверить собственные силы и возможности. Наградой ему стал орден св. Анны 3-й степени и зачисление в ОКШ, которую Пешков закончил по отделу эскадронных и сотенных начальников [3, с. 366-368; 30, с. 223]. Растет интерес к казачьей лошади – сухой, костистой, пропорционально широкой, с легкой головой, высоко поставленной шеей, полной грудью, широкой и крепкой спиной, правильно поставленными устойчивыми сухими ногами и хорошими движениями [34, с. 72-73]. Казачья конница была названа ориентиром для дальнейшего развития русской кавалерии еще в царствование Александра II: на тот момент лишь она одна была в состоянии «подобно птице перелетной, быстро переноситься с одного места на другое, иногда и за сотню верст в сутки, орлом низвергаться на добычу и поселять страх и смятение там, где ее не ждут» [42, с. 112]. Было увеличено число казачьих полков и казачьих офицеров [23, 21]. Принимается решение поднять уровень казачьего образования: помимо уже работающего казачьего отдела в ОКШ, с 1890 г. в Николаевском кавалерийском училище открывается казачья сотня на 120 юнкеров для приготовления их к офицерской службе в конных казачьих частях [41, с. 113]. Зимой 1891-1892 гг. силами ОКШ под руководством ее начальника (в 1886-1897 гг.) В. А. Сухомлинова и при участии А. А. Брусилова был совершен экспериментальный пробег от Петербурга до Новгорода; были задействованы арабская, англо-арабская, чистокровная, донская, кабардинские, рысистые, уральские и полукровные лошади. Задачами эксперимента были названы: 1) выяснить степень выносливости лошадей различных пород, заводов и типов, в том числе с некоторыми, часто встречающимися пороками; 2) определить нормальную и максимальную скорость движения и максимальную дальность переходов обыкновенной строевой лошади при условии сохранения конского состава для дальнейшей службы; 3) выявить влияние увеличения скорости движения на конский состав; 4) определить порядок восстановления сил конского состава после пробега; 5) провести сравнительный анализ физических возможностей кровных лошадей и лошадей простых пород [37, с. 4, 7-20, 34, 42-43]. Результаты пробега на практике подтвердили уже известную точку зрения, согласно которой и кровные лошади, и лошади простых пород, имея свои достоинства и недостатки, при условии осмысленного учета этой специфики, могут и должны использоваться в модернизированной кавалерии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=