Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 130 просветителей (наиболее это выражено в трудах Ж. Ж. Руссо). С его культом естественного человека и возвращения к природе. Еще более ярко антисциентистские моменты проявляются в культуре романтизма. Наука, например, в представлении Новалиса, выступает врагом природы и человека: «Дружелюбная природа, умерщвляемая руками естествоиспытателей, только дергалась, словно безжизненное тело» [2]. Романтизм предполагает культ искусства. Природа в нем так же ценна, но как явление искусства. Это природа не бездушная как у естествоиспытателей, а одухотворенная, символическая (иногда зловещая). Дальнейшее развитие этой идеи продолжается в символизме. Русский символизм, основоположниками которого являются В. Я. Брюсов и Д. С. Мережковский, первоначально был заимствован из французской культуры. Однако, в русском символизме нет резкого противопоставления этического и эстетического, что характерно, например, для П. Верлена и Ш. Бодлера, для которых отвержение принципа калокагатии была абсолютно сознательным. Скорее это можно встретить в работах бельгийского мыслителя М. Метерлинка («Слепые») и английского писателя О. Уайльда («Портрет Дориана Грея»), где превалирует художественное, эстетическое, а этическое представлено в качестве прикладного. Проблема соотношения добра и красоты в русском символизме исходит из принципа триединства добра, истины и красоты, представленного в учении о всеединстве В. С. Соловьева. На основании принципа можно выделить типы соотношения добра и красоты: единство красоты и добра, безразличие красоты к добру, противопоставление красоты добру. Других символистов можно упрекнуть скорее не в отрицании этического, а в безразличии к нему . В качестве примера приведем фрагмент из стихотворения Д. С. Мережковского «Двойная бездна»: Ты сам - свой Бог, ты сам свой ближний. О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Вместе с тем, русский символизм усвоил принципы европейского символизма: 1. Эстетизм. Первоначально это был не принцип, а одно из направлений английской философии, связанного с отрицанием принципа калокагатии и связи искусства с жизнью. Теоретическое обоснование эстетизма наиболее полно разрабатывался в Великобритании. Однако, наиболее полный общественный резонанс вызвали работы французского философа С. Малларме.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=