Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 131 Подчеркивая эстетический смысл антиценностей эстетизма, исследователь Т. Н. Красавченко отмечает: «Кредо эстетизма – преображение порока в эстетически прекрасное, расцениваемое как высшая магия искусства, как очарование откровенности, безумие храбрости, открывающей запретные двери, как эпатаж «гвардии морали», как намеренно виртуозный скандал» [4, с. 174]. Русский символизм обнаруживает иные принципиальные установки эстетизма, в отличие от западноевропейского, что особенно характерно, например, для поэзии К. Бальмонта. Эстетизм в русском символизме – мировоззренчекое кредо, или, как резюмирует Ш. А. Шенгелая, такое «эстетическое отношение к действительности выявляет свой примат над моральными, политическими, педагогическими и тому подобными соображениями» [5, с. 102]. Именно примат эстетического, а не жесткое противопоставление ему было характерным для творчества русских футуристов. 2. Искусство для искусства. Этот принцип является прямым следствием эстетизма. В своей классической форме он проявляется именно в символизме, но и в других направлениях. Формально сама эта идея была отвергнута разными направлениями в культуре серебряного века, но были восприняты футуристами в своеобразной интерпретации. Имеется в виду идея поэзии В. В Маяковского к соединению жизни и искусства. Эта новая эстетическая идеология предлагается обществу как альтернатива традиционным ценностям. Поэтому эстетика искусства объявляется самоцелью, исходя из чего, сама жизнь должна стать искусством. 3. Декадентство. Принцип эстетизации практически неизбежно ведет к декадансу. Это многоступенчатый процесс, которой можно увидеть, например, в некоторых произведениях О. Уайльда. Ощущение неподлинности приводит к эстетизации всего окружающего мира, прежде всего, основанного на возвышенном и трагическом. Происходит театрализация действительности, которая имеет своим истоком предыдущие принципы. Идея синтеза искусств, зародившаяся после эпохи Ренессанса, была органично воспринята в культуре серебряного века. 4. Мистицизм. Для культуры серебряного века (не только для символизма) характерен особый тип религиозности – спиритуализм. В России это было воспринято, с некоторым опозданием, что привело к романтике «эстетствующего богоискательства» [6]. Конкретные типы мистицизма были разнообразными: христианский мистицизм В. С. Соловьева, сатанинский мистицизм Ф. М. Сологуба, самообожествление у Д. С. Мережковского и т.д. Особенно интересен мистицизм А. Н. Скрябина, который считал, что смысл идеи его «Мистерии» в воплощении синтеза искусств, как симфонии звуков, красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. Футуризм как эстетическое направление представляет собой одно из значительных явлений серебряного века. Футуризм первоначально идейно представлял собой движение, рассматривающее будущее человечества в контексте научно-технического прогресса. В русской «транскрипции»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=