Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 134 А. И. Симонов Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ И ЮЖНЫХ СЛАВЯН НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ «КНИЖНОЙ ТРАДИЦИИ» В X-XII ВВ. В статье предлагается проследить процесс рецепции и созидания древнерусской духовной традиции с помощью обращения к переводной византийской и южнославянской литературе. Формирование духовной культуры Древней Руси раскрывается через обращение к понятию «Slavia Orthodoxa», как к категории, отражающей рождение славянского христианского мира, обусловленное единством духовной и книжной среды. Среди базовых особенностей богословско-философского влияния христианской книжности на формирование русской духовной культуры у истоков ее появления отмечено, во-первых, отсутствие дихотомии светской и религиозной интеллектуальности, присущей византийской учености; во-вторых, склонность к объединению разнородных византийских интеллектуальных традиций в единый фокус христианского предания; в-третьих, показан преимущественно компилятивный характер древнерусской книжной традиции, сокрытый в литературе, раскрывающей христианское вероучение, начиная с догматических и заканчивая культовыми аспектами. Отмеченные влияния византийской мысли имеют двухуровневое устройство механизма компиляций: общецерковная часть, включающая в себя богослужебную книжность, проповеди, гимнографию, богословие, и социально ориентированная часть, в составе которой, агиографическая, апологетическая и аскетические типы христианской литературы. Отчасти обособленно стоят редкие представители произведений светского содержания (исторические летописи и хронографы, романы и повести, трактаты по медицине и др.). В качестве дополнения к картине влияний на русскую духовную культуру сразу после принятия Православия нами сделан акцент на наличии интеллектуальных связей с латинской и иудаистской интеллектуальностью. В результате установлено, что Русь, сделав выбор при князе Владимире в пользу христианства в его византийском варианте, задала вектор последующего развития своей духовной культуры и учености. Отечественные книжники наравне с литературным багажом православного учения заимствовали и подходы к решению мировоззренческих, этических и эстетических проблем. Вместе с тем, установленные христианским учением рамки ортодоксии, несмотря на свою догматическую природу, помогли найти национальное прочтение Православия в России. Ключевые слова: русская духовная культура, «Slavia Orthodoxa», богословие, агиография, апологетика, рецепция, книжная традиция, аскетизм, славянство, Православие. A. I. Simonov Department of Ministry of Culture of the Russian Federation in Volga Federal District (Nizhny Novgorod, Russia)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=