Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 150 интереса на внутренние, глубоко личные причины возникновения солидарных настроений. Как следствие, солидарность осознается и исследуется сегодня в качестве моральной конструкции, участвующей в формировании категориального аппарата нравственной философии. С таких позиций солидарность определяется как свободное консолидированное участие людей в общественной жизни, основанное на осознанном выборе и череде нравственных поступков. Понимаемая в философском ключе, солидарность выступает в качестве инструмента исправления несправедливости, примирения в ситуациях конфликта, восстановления нарушенного социального равновесия [13]. Неудивительно, что солидарность является важнейшей составляющей этоса современной высшей школы. Тем более что требования, предъявляемые к университету государством и обществом, все более ужесточаются, а результативность высшего образования зачастую ставится под сомнение. Деятельность института образования в самом широком смысле есть область долженствования. Однако что именно должна высшая школа обществу помимо очевидного: качественной подготовки профессионала? Обобщим часто артикулируемые требования и проследим влияние солидарности на их удовлетворение. Во-первых, закономерности процесса образования и социальной жизни университета диктуют овладение личностью стандартным для интеллектуально и нравственно развитого человека набором ценностей, органично входящим в ядро университетской этики. Краеугольными выступают знание и истина, однако важнейшими являются также ценности саморазвития, свободы интеллектуального и художественного творчества, гуманизма. И, безусловно, нельзя обойти вниманием ряд мировоззренческих и общечеловеческих ценностей, способствующих формированию высокой нравственной позиции и морального поведения. Отсюда следует требование включенности в образовательный процесс воспитательных компонентов, направленных на формирование искомых ценностных установок. Крайне желательно, чтобы студент выстраивал иерархию ценностей исходя из глубоких внутренних убеждений, осознанно и активно. Внутреннее убеждение – сложное комплексное понятие, опирающееся на свободный выбор и вбирающее в себя нравственно приемлемые навыки поведения человека, его жизненные наблюдения, личный опыт, усвоенные стратегии достижения целей, представления о должном. В контексте исследуемой проблемы важно, что не последнюю роль в формировании внутренних убеждений играют авторитеты, значимые Другие. Именно они, люди, выступающие преподавателями, экспертами, эталонами-профессионалами способны направленно влиять на внутренние убеждения молодого человека. Однако результат достигается совместными усилиями, общим примером, искренним, солидарным устремлением к провозглашаемым идеалам. Так, определяя собственные ценностные предпочтения, студенты разделяют аксиологические миры своих университетов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=