Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 179 мысли ХХ века, составившей своеобразную «Сумму культурологии», которая катастрофична насквозь. Как хорошо указывал ещё в середине прошлого века Хайдеггер, «в метафизическом отношении СССР и США – одно и то же: господство техники и одномерного человека»; патологическая антропология с плакатами «Долой стыд!» имеет столетнюю давность, если мы вспомним начало Советской России… На излёте советского времени Александр Дольский пел: «Ветер в храмах лесов отпускал мне грехи» – красиво и легкомысленно… Есть такой знаменитый режиссер-авангардист Алехандро Ходоровски; в 1973 году он выпустил фильм «Священная гора», где самым безжалостным и садомазохическим образом буквально вытаптываются последние остатки священного – именно здесь, думаю, причина: показана полная деградация человечества, причём – наивно и с пафосом, но духовное оскудение есть глубокое ментальное заболевание и всякий, допустим, художник, философ или политик просто выражают это состояние, однако не способны сами запускать эти процессы, как не способны их и остановить. Французский мыслитель Жиль Делёз называл крупнейших деятелей современной культуры «клиницистами цивилизации». Но есть такие места, куда мы никогда не придём, так есть и тропы, которыми лучше не ходить… Это – гибельные возможности. В ходе вековой истории изменилось само сознание людей – оно давно уже утратило целительную континуальность живого бытия и стало рассредроточенным, механическим, клиповым, что накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности современного человека. Клип предполагает быструю смену кадров – в пику этому есть учебный получасовой фильм- медитация «Сумма культурологии» (авторы – В. П. Океанский и Ж. Л. Океанская), где многоплановая информация удерживается в одном кадре весеннего леса… Близким образом работал Андрей Тарковский, возвращающий нас в мир докинематографической классики. Современное искусство уходит корнями к эстетике авангарда, к началу ХХ века, всё последующее охвачено этими интенциями; так, например, в Угличе в советские времена районная газета называлась «Авангард»… У Бердяева есть работа «Кризис искусства», где он отмечал: «В мир победоносно вошла машина и нарушила вековечный лад органической жизни. С этого революционного события все изменилось в человеческой жизни, все надломилось в ней». Но это опять-таки столетняя давность: давно уже запущены механизмы, призванные разрушить Традицию. Ленин впечатляюще говорил о коммунисте: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало за все свои годы человечество» – несомненно, эта яркая фраза впечатляет, но, с другой стороны, попробуем представить себе такого культурного героя – безусловно, его сознание будет клиповым – а здесь-то и открываются широкие врата Постмодерна с его децентрацией, всеядностью, когда всё р а вно приближено и р а вно удалено… Возможно ли в этом мире радикальной машинерии эксклюзивное событие? – вопрос непонятный для искусственного интеллекта, ориентированного на технологическую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=