Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 183 Научные сообщения магистрантов и аспирантов И. В. Перельман Государственный институт искусствознания ГЕНДЕРНО-СЕНСИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ГРАНЬ ОБРАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ Искусство рассматривается как территория, вбирающая гендерно- сенситивную проблематику. Образность произведений портретного жанра русской живописи рубежа XIX – ХХ веков анализируется в контексте гендерно окрашенных смысловых ассоциаций. Выявляется система стереотипов фемининности и маскулинности в пространстве русского портрета. Гендерно-сенситивный подход позиционируется как новое направление в изучении образности произведений русской живописи. Ключевые слова: русский портрет, художественный образ, гендерно- сенситивный компонент, маскулинность, фемининность. I. V. Perelman State Institute for Art Studies (Moscow, Russia) GENDER - SENSITIVE COMPONENT AS A FACET OF THE IMAGE IN THE WORKS OF THE RUSSIAN PORTRAITURE OF THE LATE XIX-EARLY XX CENTURY Art is seen as a territory that incorporates gender-sensitive issues. The imagery of the works of the portrait genre of the Russian painting at the turn of the 19-20th centuries is analyzed in the context of gender-colored semantic associations. The system of stereotypes of femininity and masculinity in the space of Russian portrait is revealed. The gender-sensitive approach is understood as a new direction in the study of imagery of Russian paintings. Keywords: Russian portrait, artistic image, gender-sensitive component, masculinity, femininity. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-1-183-192 Территория искусства имеет право рассматриваться как эстетически преображённое информационное пространство, вбирающее гендерно- сенситивную проблематику, поскольку главный объект его осмысления – человек. История искусства – это история художественной репрезентации человека. Именно искусство, как никакой другой институт общественного сознания отражает сущностную связь человека с миром, социумом. Оно показывает многообразие типов и видов социальных практик, их взаимовлияние, взаимообусловленность. Благодаря этому, искусство оказывается высокоорганизованной формой самоутверждения человека, утверждения его социальности. Это обстоятельство позволяет рассматривать искусство как область гендерных репрезентаций.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=