Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 183 Научные сообщения магистрантов и аспирантов И. В. Перельман Государственный институт искусствознания ГЕНДЕРНО-СЕНСИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ГРАНЬ ОБРАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ Искусство рассматривается как территория, вбирающая гендерно- сенситивную проблематику. Образность произведений портретного жанра русской живописи рубежа XIX – ХХ веков анализируется в контексте гендерно окрашенных смысловых ассоциаций. Выявляется система стереотипов фемининности и маскулинности в пространстве русского портрета. Гендерно-сенситивный подход позиционируется как новое направление в изучении образности произведений русской живописи. Ключевые слова: русский портрет, художественный образ, гендерно- сенситивный компонент, маскулинность, фемининность. I. V. Perelman State Institute for Art Studies (Moscow, Russia) GENDER - SENSITIVE COMPONENT AS A FACET OF THE IMAGE IN THE WORKS OF THE RUSSIAN PORTRAITURE OF THE LATE XIX-EARLY XX CENTURY Art is seen as a territory that incorporates gender-sensitive issues. The imagery of the works of the portrait genre of the Russian painting at the turn of the 19-20th centuries is analyzed in the context of gender-colored semantic associations. The system of stereotypes of femininity and masculinity in the space of Russian portrait is revealed. The gender-sensitive approach is understood as a new direction in the study of imagery of Russian paintings. Keywords: Russian portrait, artistic image, gender-sensitive component, masculinity, femininity. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-1-183-192 Территория искусства имеет право рассматриваться как эстетически преображённое информационное пространство, вбирающее гендерно- сенситивную проблематику, поскольку главный объект его осмысления – человек. История искусства – это история художественной репрезентации человека. Именно искусство, как никакой другой институт общественного сознания отражает сущностную связь человека с миром, социумом. Оно показывает многообразие типов и видов социальных практик, их взаимовлияние, взаимообусловленность. Благодаря этому, искусство оказывается высокоорганизованной формой самоутверждения человека, утверждения его социальности. Это обстоятельство позволяет рассматривать искусство как область гендерных репрезентаций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=