Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 188 выдумка, вымысел, который рождает собирательное представление о патриархальном царе-батюшке, со всеми причитающимися ему атрибутами. С конца XIX века в мундирный портрет проникает идея деконструкции традиционной иконографии. Психологическая основа образов начинает выявлять не характерные для неё качества. Так, в портрете И. Р. Тарханова кисти Репина (1892), зритель видит не просто человека военного, в мундире и с орденами на груди, но военного – философа, который изображён в несвойственной мундирному портрету позе, облокотившись на камин и подпирая рукой голову, о чем-то размышляющим. Передача интенсивной внутренней работы персонажа не характерна для мундирного портрета. Так, социальная презентативность как коренное качество мундирного образа уступает место психологическому началу. Оно обуславливает телесную трансформацию модели, которая изображена не ровно по центру композиции, как того требует традиция, а в своём пластическом движении (свободе) смещена в левую часть пространства портрета. Аналогичные трансформации наблюдаются в портрете Цезаря Антоновича Кюи, кисти Репина (1890), который будучи одет в военный китель и брюки с красными лампасами, погружён в домашнюю обстановку и изображён сидящим в кресле – качалке. Парадность военной формы с её красными вставками – акцентами вступает в диссонансное звучание с контекстуальностью сюжета и пластикой модели, подкреплённой её созерцательным психологическим состоянием. Таким образом, жанр мундирного портрета как выразитель идеи репрезентации гегемонной маскулинности развивался в двух направлениях. Одно из них удерживало традиционную линию развития этого жанра, которая заключалась в репрезентации социального статуса модели, его общественной значимости. Другая, словно подрывала концепцию традиционализма изнутри, показывая героев в состоянии трансформации привычной психологии мундирных моделей, выраженной в пластической свободе и богатом внутреннем мире. Основа другого важного направления в развитии мужского портрета конца XIX – начала ХХ века демонстрировала идею деконструкции универсальной маскулинности, появления её разнообразных типов. Она формировалась за счёт возникновения новой эстетической явленности мужских персонажей, которая, в свою очередь, была связана с обстоятельством активного проникновения в поле портретирования моделей, представляющих художественную среду Серебряного века. Авторскому предпочтению подобных моделей способствовала эстетическая установка Серебряного века, связанная с акцентуацией внимания на духовном избранничестве героев, обновлении языка живописи, композиционной и пластической свободе их бытования, идущей от свободы внутренней, особого ощущения портретируемым собственного «Я». Данная тенденция была характерна в основном для мастеров художественного объединения «Мир искусства». Например, В. А. Серов, несмотря на то, что часто писал людей разных социальных групп, профессий и положений, важнейшим для себя считал писать людей творческих, причём творческой характеристикой, по мнению художника, могла обладать «только созидающая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=