Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 189 личность… В людях Серова всегда восхищал подлинный артистизм. Он всегда искал именно это качество, в процессе создания картины подкрепляя его собственным артистизмом» [9, с. 57]. В связи с этим, Д. В. Сарабьянов считал, что в портретном наследии Серова и его младших товарищей «самой главной и полностью раскрытой темой были характеры людей театра» [9, с. 57]. Вследствие этого обстоятельства, в пространстве русской живописи возникал новый эстетический стереотип маскулинности – артистический, не характерный для ведущих маскулинных образов русской живописи предыдущего периода. Корпус подобных образов формировали картины В. Серова («Портрет художника К. А. Коровина» (1891), «Портрет С. П. Дягилева» (1904), «Портрет Николая Позднякова» (1908), «Портрет писателя Максима Горького» (1905)), Л. Бакста («Портрет В. Ф. Нувеля» (1895), «Портрет литератора Дмитрия Владимировича Философова» (1897), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906), «Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа» (1898)), единичные произведения Б. Кустодиева («Портрет И. Я. Билибина» (1901)), А. Головина («Портрет поэта и композитора Михаила Александровича Кузмина» (1910), Ф. Малявина («Портрет художника И. Э. Грабаря (1895)). Линию артистической маскулинности воплощали автопортреты А. Я. Головина. Сложность и утончённость артистической натуры выражалась в портрете через выработку черт иконографии, а именно, в нахождении оригинальной композиции, в которой портретируемый стремился занять выразительную позу, с подчёркнуто изысканным положением рук, направлением головы и взгляда, то есть благодаря пластической и психологической экспрессии. Часто в подобных портретах модели изображались сидящими с закинутой ногой на ногу, в эффектном повороте корпуса, отвлечённо в сторону или в упор смотрящими на зрителя, облачёнными в элегантный костюм, построенный на контрасте цветовых пятен с выделяющимся пятном белой манишки и изысканного галстука. Таковы образы Билибина, Философова, Нувеля, Грабаря. Однако каждый из описываемых персонажей имел свой стержень, свою неповторимую изюминку. Например, Максим Горький на портрете Серова, показан в минуту эмоциональной приподнятости. «Экспрессивность портрета Горького достигается благодаря контрасту между тёмным силуэтом фигуры и светлым фоном. Поза довольно сложная - голова и плечи развёрнуты в разных направлениях… Движение рук подчёркивает искренность открытого человека…» [9, с. 99]. Через подобную систему семиотических знаков подчёркивалась идея неограниченного индивидуализма, неординарность мышления модели, культ непривычного, изысканного, иногда доля нарциссизма. Пластически-телесная и духовная утончённость, веками ценившаяся в женских образах, становилась характеристикой мужской образности, что расшатывало представление о монолитной маскулинности. Щегольство отдельных моделей, внимание к методу самовыражения через одежду, аксессуары, ювелирные украшения, выдавало тяготение к дендизму.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=