Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 190 Дендизм особенно ценился в мирискуснической среде. Известными денди были Д. В. Философов, С. П. Дягилев, В. Ф. Нувель, М. А. Кузмин. Их портретные образы, создающие пространство бытования элитарного щегольства, в действительности являлись частью распространения «феномена франта среднего класса» [4, с. 517]. В этой связи интересно воспоминание А. П. Остроумовой – Лебедевой об образе молодого К. А. Сомова: «Производил он впечатление своеобразного, оригинального человека. Много внимания тратил на свою наружность. Носил сюртуки особого покроя, чрезвычайно изысканные галстуки…» [6, с. 68]. Всё сказанное явлено в графическом автопортретном образе Сомова 1903 года. Но внешним выражением портретные образы артистической маскулинности не ограничивались. Лучшие из них обладали глубиной характера и самобытностью, позволявшим художникам, проникая в психологию модели, показать её связь с метафизическим. Так, в упоминаемом уже портрете М. Горького кисти Серова, писатель словно слышит «зовы России» [8, с. 25], и погружённость в это духовно-мистическое состояние обуславливает всё формально-пластическое выражение образа. Созерцательность, уход в мир внутреннего диалога как выражение артистической натуры нашло своё воплощение в графическом портрете поэта А. А. Блока, созданного К. А. Сомовым в 1907 году. Над серией графических портретов современных русских поэтов Сомов работал для журнала «Золотое руно» в 1906 году. Вершиной серии, воплотившей неповторимое творческое начало поэта Серебряного века, по праву считается образ Александра Александровича Блока. Рассуждения о визуальном воплощении концепции артистической маскулинности в конце XIX – начале ХХ века без обращения к этому образу были бы не полными. Композиционные особенности изображения, а именно фронтальное погрудное построение образа, позволяющее сосредоточится на лице поэта, выбивается из формально- пластической основы большинства произведений, описанных выше. Голова выражает классическую монументальность с застылостью черт лица как у маски, а глаза «пророческую отрешённость» [5, с. 169]. Эти свойства внешности так точно переданные Сомовым отличали Блока от всех современников. Вспоминая поэта, Андрей Белый писал: «В память врезался… аполлоновский профиль» [3, с. 332]. Театральность как важная характеристика русского искусства конца XIX – начала ХХ века послужила идейной основой рождения нового портретного жанра – театрального, в недрах которого сложилось представление о трансисторической гегемонной маскулинности и этногендерной женской красоте как выражении идеала прекрасного. Высшим достижением этого жанра стали образы Ф. И. Шаляпина в различных оперных партиях, созданные художником А. Я. Головиным, а также серия испанских женских портретов этого же мастера. Благодаря им, в пространство портретного жанра Серебряного века вошла идея этногендерного маскарада, а также идея псевдогендера, связанная с утратой онтологического основания личностной идентификации, наделённая параэстетической аурой бытия и являющаяся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=