Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 191 симптомом глобальных метаморфоз культуры от привычного, устоявшегося к неизведанному. Важное место в поле портретного жанра конца XIX – начала ХХ века принадлежало автопортрету. Он стал особым способом авторского высказывания, расширившим свои формальные границы, отрицающим всяческие условности репрезентации и отразившим повышенный интерес искусства этого периода к творческой натуре. Характерно, что жанр автопортрета конца XIX – начала ХХ века стирал гендерные условности, он был востребован художниками обоих полов, которые активно вовлекали его в орбиту собственного творчества. Автопортрет становился одним из самых востребованных жанров, репрезентируя особый интерес к типу артистической (творческой) натуры в целом, нивелируя её половую принадлежность. Он как бы выдвигал фигуру художника – творца на доминирующее место в пространстве художественной культуры, стирая при этом какие бы то ни было формальные и гендерные рамки, отказываясь от них. Благодаря этому, автопортрет смог выразить концепцию женской творческой индивидуальности, главным выражением которой стали образы выдающейся художницы З. Е. Серебряковой, в частности, её автопортрет «За туалетом» (1909). Идея яркого индивидуализма и преданного служения искусству выражена в автопортрете художника А. Е. Яковлева. Он явился своеобразным художественным подтверждением гегемонии артистической маскулинности в пространстве русской живописи конца XIX – начала ХХ века. Гендерно-сенситивный подход к осмыслению художественного образа выявляет новую семантическую линию в пространстве его бытования, открывает в генеалогии искусства малоизученное содержательное измерение. Русский портрет конца XIX – начала ХХ века явился важнейшим жанром живописи данного периода, в автономности семиотического поля, создавшим корпус эстетически явленных гендерных стереотипов. Литература 1. Алешина Л. С., Стернин Г. Ю. Образы и люди Серебряного века. М.: Галарт, 2005. 272 с. 2. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в 5 кн. Кн. 4-5. М.: Наука, 1980. 743 с. (Литературные памятники). 3. Белый А. Между двух революций. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. 408 с. 4. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое лит. обозрение, 2005. 640 с. (Культура повседневности). 5. Журавлёва Е. В. Константин Андреевич Сомов. М.: Искусство, 1980. 232 с. 6. Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: в 3 т. Т. 1. Л.: Изд-во Обл. союза сов. художников, 1935. 252 с. 7. Перельман И. В. Гендерный подход как аналитический приём изучения произведений русской живописи середины XIX века // Исторические,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=