Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 194 Образы пространства, выстраиваемые в школьных учебниках, служат моделями того мира, в который каждая историческая эпоха и дидактическая традиция предлагала приводить детей, обучающихся в школах. Изучение таких моделей показывает номенклатуру, иерархию, эволюцию лежавших в их основе педагогических идей. Анализ позволяет выяснить ожидания, нормативы, стереотипы педагогического сознания, присутствовавшие в дискурсе эпохи не в виде теоретических положений, но латентного содержания представлений об обучении и воспитании. Дидактические функции образа города в зависимости от его роли в демонстрируемом и предлагаемом социальном устройстве повседневной жизнисоздают мир воображаемых пространств, который становится «своим» для ученика, и на который он опирается в своей последующей биографии. В статье реконструированы образы городов в учебниках К. Д. Ушинского «Детский Мир» и Н. А. Корфа «Наш друг» в сравнении с немецко- и англоязычными пособиями того же времени. Сконструированный таким образом диалог представил понимание идеи урбанизма в России и Европе. Основными методами исследования явились структурный анализ учебников, текстуальный и визуальный анализ их содержания, анализ канона и последовательности выбранных текстов и их словаря (эпитетов, понятий, действий), дискурса, критериев выбора характеристик концепта «город». Ключевые слова: учебник, книга для чтения, образ, текст, город, урбанизм, образовательное пространство, Ушинский, Корф. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-1-193-214 In every historical age and didactic tradition, images of various particular spaces constructed in schoolbooks served as models of an outside world which school children would be brought in. Studies of such models demonstrated the nomenclature, hierarchy, and evolution of underlying pedagogical ideas. Texts/pictures,images of various spaces and places in elementary schoolbooks were important elements that served as the pupils’ and adults’ eye views moderators, that time’s heralds of the verity of the everyday environment education and its aims the schoolbook promised to impart and play the role of directors of mind cultivation and cognition trainers for the schoolbooks’ viewers and readers.The compilers presented and defined these or that places as loci amoeni et boni or, in contrary, as loci horridi, terribili, iniquitati . Analysis of such ‘loci’ in the textbookselucidatedthe expectations, concepts and stereotypes of the pedagogical mindset as they were present in the discourse of the certain era not as theoretical statements but as the latent contents of the notions for education and upbringing. The world of imagined spaces which the child perceivedand “belonged” to, was not only a support for the child in his/her future life but also the reflections of the adults toward the mostly optimal places for their children to bring them up in good and optimal ways. The loci communes of the English and German school textbooks of the middle of the 19 th century were the rural places. Natural landscapes, farmhouses and small villageswere the usual scenes for elementary readers. Acknowledgments: The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research (RFBR) project number № 20-013-00227.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=