Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 5 А. В. Прокофьев Институт философии РАН Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н.Толстого ОБОСНОВАНИЕ МОРАЛИ И ДИЛЕММА ПРИЧАРДА 1 В статье подвергнут анализу один из способов критики философского проекта обоснования морали – дилемма Причарда. Обоснование морали предполагает выявление таких всеобщих способностей и потребностей человека, которые позволяют доказать необходимость исполнения долга моральному скептику. Английский философ Гарольд Артур Причард попытался продемонстрировать, что ответ моральному скептику либо сводит моральную обязанность к склонности и тем самым аннигилирует ее, либо заставляет выводить обязанность из представлений о благе и тем самым искажает данности морального сознания. В современной этике дилемма Причарда получила упрощенное и проясненное выражение: обоснование морали либо предоставляет неприемлемые для морального сознания основания поступков, либо является круговым и тривиальным. И первое, и второе неприемлемо. Однако Томас Скэнлон предложил превратить дилемму Причарда из инструмента критики обоснования морали в инструмент его совершенствования, в критерий отбора релевантных посылок ответа на вопрос «Почему мне следует быть моральным?». Автор статьи видит в этом изменении теоретической перспективы большой потенциал для дальнейших исследований. Ключевые слова: мораль, этика, обоснование морали, дилемма Причарда, моральный интуитивизм, Г. А. Причард, Т. Скэнлон. A. V. Prokofyev RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) THE JUSTIFICATION OF MORALITY AND PRICHARD’S DILEMMA* The paper analyzes one of the criticisms of philosophical efforts to justify moral duty– Prichard’s dilemma. In general, the justification of morality is the process of developing arguments that can persuade a moral sceptic to do his/her moral duty. These arguments usually appeal to some universal human needs and capacities. British philosopher Harold Arthur Prichard tried to show that such arguments either reduce duty to inclination and thereby annihilate any sense of duty or deduce duty from good and virtue and thereby distort the reality of moral consciousness. 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20–011–00145 А «Обоснование морали как проблема современной этики (реконструкция, сравнение и оценка теоретических подходов)».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=