Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 53 «ранг вещей»), в котором и сам человек становится вещью (товаром), которую необходимо выгоднее приобрести (продать), она имеет свой срок годности, популярность и актуальность, и конечно самое главное – свою стоимость. Проблема цены (стоимости, оценки) и ценности является актуальной для современного человека. Фромм Э. указывал, что в своих потребительских стремлениях главным мерилом для него есть не ценность удовольствия, а рыночная стоимость [17, c. 100]. Сам Ницше Ф. отмечал, что «ценность вещи определяется иногда не тем, чего ею можно достигнуть, а тем, что за неё дают – во что она нам обходится» [11, c. 99-100]. Таким образом, происходит процесс подмены понятий или отождествление цены и ценности. Однако Матвеев П. Е. указывает, что отождествление цены (оценки) и ценности является аксиологической ошибкой [9, c. 44], так как, несмотря на то, что между ними есть связь, одна вещь может иметь цену, но не иметь ценности и наоборот, (стоимость отражает среднестатистическую характеристику производственных отношений, тогда как ценность – это индивидуальная характеристика отдельных объектов и субъектов) [9, c. 27]. Для современного индивида, который рассматривает окружающие его вещи и явления с точки зрения прагматизма и утилитаризма, отождествление цены (стоимости) и ценности – это не только форма «нормального и современного» мышления и «объективная» оценка, но и удобный принцип существования, ввиду того, что такое положение вещей исключает ответственность, так как вещизм её исключает. Стоит отметить, что в современном мире существует тенденция инициализации и увеличение степени популяризации лжи (См. примечание № 9), обмана и иллюзии. Ницше Ф. указывал, что ложные суждения, считаемые истинными, могут входить в состав перспективной оптики жизни [12, c. 25]. Более того, он предполагает, что принцип обмана может лежать в «сущности вещей» [12, c. 59] и что не существовало бы никакой жизни, если бы фундаментом ей не служили перспективные оценки и мнимости [12, c. 61] (См. примечание № 10). Паскаль Б. отмечал, что «пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду» [13, c. 88]. Таким образом, ложь может существовать не ради чего-то конкретного, а исключительно ради самой себя, то есть ложь ради самой лжи. Подобная гносеологическая и экзистенциальная патология индивида отчётливо репрезентуется в современном социуме. Более того, Фромм Э. отмечал, что в погоне за модным и богатым, человек питается лишь игрой собственного воображения (См. примечание № 11), то есть красивыми лозунгами, рекламой, ярлыками и т.д. [17, c. 98-99]. Согласно Ницше Ф. в нас есть некая внутренняя воля к переворачиванию истины, к неправде любой ценой (по причине неготовности к ней) [12, c. 93], а также то, что ложь это древнейшая человеческая привычка (даже просто переживая что-то, мы добавляем к этому что-то своё) [12, c. 134]. Человек не может быть простым «зрителем», он стремится быть «производителем». Современный индивид стремится генерировать лишь эфемерные и релятивные феномены, создающие лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=