Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 70 образной экспликации концепта. Страдания внешние: болезни, стихийные бедствия, войны, жестокость правителей. Страдания внутренние: страх, презрение, зависть, зависимость. Все это не просто ассоциируется с насилием, но и является его орудием, орудием против Человека, страждущего и властвующего. Во втором разделе концепт «насилие» имеет и другое структурное исполнение, и образную экспликацию соответственно. Ядерным компонентом выступает образ Религии, как совокупности «правильных» законов справедливой жизни. В данном случае на периферии мы также наблюдаем бинарную оппозицию, представленную христианством и нехристианством. Однако нам удалось выявить интересный факт того, что оба оппозиционных образа ассоциируются с наличием как внешних, так и внутренних противоречий, о которых подробно говорит мыслитель, а именно сутью религиозных учений и их соблюдением и несоблюдением в социуме. Именно эта вечная борьба духовного и земного, в основе которой лежит прочувствованная, но непонятая, либо понятая, но не принятое сердцем религиозное начало, ведет к насилию, социальному и индивидуальному, во имя всеобщего блага. Далее содержательная канва статьи выводит на первое место концепт «любовь», ядерную зону которого заполняет Сознание. Именно человеческое Сознание, некое глобальное миропонимание, которое способно и должно изменить уклад жизни, неизменный уже многие тысячелетия. Периферийную зону, что интересно, составляют множество образов, которые можно отнести к индивидуально-авторским, так как они отличны от общекультурных данного языкового сообщества: высший закон жизни, истина, духовный рост, государство. Совокупность данных образов, преломляясь в Сознании, экстраполизуюся в отрицание насилия. Четвертый и пятый разделы статьи носят своего рода ретроспективный характер и насыщены именами исторически значимых фигур, носящих собирательные образы одного из оппозиционных общественных классов. Поэтому нам видится, что концепт «насилие», а Толстой возвращается к нему, и не просто возвращается, а резко меняет концептуальную наполненность статьи, своим ядерным компонентом имеет именно Общественную оппозицию. Социальное неравенство, касты и враждующие классы – все это образы данной оппозиции, подтвержденные словами Толстого: «…была такая жизнь, когда люди верили, что бедность и богатство суть условия жизни, предопределенные Богом, когда властвующие и богатые не сомневались в законности своего положения, … считая себя особой породой людей, людей же народа, «подлых», … считали низшей породой людей, подвластные же и бедные верили, … что Богом предопределена и жизнь» [14, с. 909]. Периферийная зона представлена образами Человека подчиняющего и Человека подчиняющегося. Снова исследовательский взгляд приковывает наличие периферийной оппозиции. Несмотря на антагонистичность образов, им свойственны одинаковые ассоциативные эмотивно-чувственные экспликанты: обман, вражда, война,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=