Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 77 идеалу всеобщей любви и совершенствования, уже не будут нуждаться в применении властью репрессивных средств социальной дисциплинарности. Это неминуемо сделает последние, как и саму насильственную по своей природе власть и порождаемые ею социально-функциональные статусы людей, нежизнеспособными и невостребованными, т.е. совершится тот «всемирный великий переворот в жизни людей» [14, с. 924], в благотворность и неизбежность которого Толстой верил всей душой. Между тем, освобождение от насилия, как никто другой понимает Толстой, – лишь одна из ступеней на бесконечном пути духовно-нравственного совершенствования человека. Мыслитель-моралист, вступая в неизбежный альянс с социальным философом, готов признать, что со временем кажущаяся недосягаемо высокой современному человечеству истина непротивления должна стать тривиальной, доведенной до поведенческого автоматизма, привычкой, а люди будут стыдится своего участия в насилии так же, как сегодня они стыдятся лжи или трусости. Анализируя историческую репрезентацию этой перспективы можно сделать вывод о том, что она в большей степени социально реалистична, чем морально утопична, как полагали критики непротивленческой доктрины Толстого. А «если и можно назвать такую позицию моралистической, – справедливо замечает А. А. Гусейнов, – то это – такая моралистика, которая сама является исторической задачей» [6, с. 262]. Таким образом, с учетом всего сказанного выше есть все основания утверждать, что последовательный отказ от насилия – это не очередная идеологическая утопия или химера морализирующего сознания, а вполне реальная стратегия успеха (См. об этом, напр., [4]). Успеха как личностного, основанного на преодолении «суеверия насилия» и подлинно свободной самореализации в Любви «к высшему совершенству, к Богу и ко всему живому и в особенности к подобным себе существам – людям» [14, с. 922] (См. подробнее: [8]), так и социального. И хотя сам Толстой не разрабатывал тактику коллективного ненасильственного сопротивления, его учение не только допускает подобные социально ориентированные действия, но и создает для них необходимую ценностно-нормативную платформу, что в полной мере признавали все наиболее выдающиеся общественные деятели, практиковавшие методы ненасильственной борьбы для решения острых социально- политических проблем, и прежде всего такие, как М. К. Ганди (подробнее об этом см.: [3]), М. Л. Кинг (подробнее об этом см.: [2]). Именно их деятельность может быть признана одним из наиболее веских доказательств в пользу нашей исходной гипотезы о том, что реализация непротивленческой программы Толстого действительно является залогом успешности социального движения, имеющего универсально-нравственные цели и мотивированного идеей совершенствования мира и человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=