Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 25 – Личность, одновременно имманентный и трансцендентный миру, а сакральное в своей данности противоположно профанному, духовное – плотскому. Поэтому и человек – личность в той мере, в какой он идет к горнему; Н. А. Бердяев полагает, что личность не может быть только средством даже горнего: «Существование личности предполагает существование сверхличных ценностей. Личности человека нет, если нет бытия выше ее стоящего, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить <…> и личности нет, если она лишь средство сверхличных ценностей» [1, c. 33] . Земная жизнь единственная, зато у людей есть жизнь вечная. В китайском менталитете Дао внеличностно и пронизывает собою все мироздание, в человеке нет разделения на дух и тело, а есть, по выражению известного синолога, «телесное сознание». Даосы верят в перевоплощение – например, считается, что Лао-Цзы перевоплощался неоднократно; в китайской версии буддизма признается возможность всякого человека стать буддой, пройдя через цепь реинкарнаций. В Поднебесной нет личности в европейском понимании этого слова, потому что остается неясным вопрос о том, сохраняется ли – и насколько сохраняется, если сохраняется – индивидуальное начало в перевоплощениях. Следует напомнить и о еще одной базовой особенности этих картин мира: если человек, как и мир, в русской и европейской культуре субстанционален, то в китайской культуре он, как и космос, динамичен, являет собою постоянную метаморфозу, он – процесс, а не субстанция. Диалектика даосской антропологии говорит о взаимопорождении и тем самым слиянии противоположностей. В связи с характеристиками даосского мироощущения рассмотрим основные положения главного даосского канона «Дао-Дэ цзин». «Когда в мире узнают, что прекрасное – прекрасно, является уродство. Когда в мире узнают, что доброе – добро, является зло. Наличное и отсутствующее друг друга порождают. Трудное и легкое друг друга создают. Длинное и короткое друг друга выявляют. Высокое и низкое друг друга устанавливают. Музыка и голос друг другу откликаются. Предыдущее и последующее друг другу наследуют. Так всегда бывает в мире. Вот почему премудрый человек предается делу недеяния И претворяет учение, не имеющее слов. Дает всему случиться и ни о чем не помышляет. Дает всему появиться и ничем не владеет. Дает всему завершиться и ни за что не держится. Достигнув успеха, не присваивает его себе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=