Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 34 соприсутствия, сообщительности (Китай) или антагонизма (христианство), субстанционально, как в Европе и России, или процессуально; – диалектика «получить – значит отдать» в христианском менталитете и китайском сходны; – идеал власти у даосов связан с ненасильственным правлением мудреца, следующего естественным законам, Дао, у христиан, имеющих идеалом теократию, всегда ощущается противоположность власти и христианского призвания; – принцип европейского Модерна – активизм, активное внешнее действие, соперничество, насилие (Западная Европа эпохи Античности и Модерна); китайский классический принцип – отказ от насилия, стратегически верное поведение, предполагающее возможно длительное избегание конфликтов, предвосхищение действий противника, недеяние в смысле следования естественному ходу вещей и одновременно действие, противоположно направленное, «благородный муж» как идеал (Китай); принцип поведения, одобряемого в русской христианской традиционной культуре, – также отказ от соперничества, которое связывается с тщеславием, смирение (которое у старообрядцев понималось при этом как активнейшее действие во славу Господа, благодаря чему многие предпринимательские семьи в Российской империи оказывались именно староверческими, однако это тема для отдельной статьи); – сегодня трудовая этика конфуцианства, испытав себя на прочность в метаморфозах «культурной революции» и обретя в очередной раз высшее оправдание, а также будучи комплементарно дополненной популярностью протестантизма в Китае, демонстрирует адекватность мировым цивилизационным экономическим процессам; при этом возрождение культа Конфуция с его Золотым правилом нравственности в идеале препятствует превращению китайца в функцию производства – в разное время разные интерпретации одного учения способны играть очень различную роль в культуре; – учения о «сердце», в некоторых отношениях близкие в даосизме и христианстве, занимают важное место в китайском и русском менталитете; в частности, это касается проповеди аскезы, «образования» и «очищения» «сердца», «культуры сердца» (прослеживаются параллели между даосизмом и исихазмом); – «естественный ход вещей» считается пагубным в христианстве как развитие падшего мира к еще большей греховности и верным в китайском мироощущении; – решение проблемы «вечного возвращения» означает возвращение человека к Богу (обожение) в христианстве и к «себе истинному, погруженному в лоно мира» – в китайском менталитете.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=