Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 117 Леонтьев ненавидит именно либерализм в Европе и относится с сочувствием к консервативным устоям Запада: папство, католицизм, монархия и аристократия, семейное начало. [13, с. 772]. Также он считает, что культурное развитие идет во взаимосвязи с тем, как развиваются социальные институты, в особенности, государство. Комментарий этой мысли делает и В. В. Розанов в своих сочинениях пишет, что государство у Леонтьева своей сложностью держит социальные институты от распада. [11, c. 736]. Наблюдается некая зависимость, где, чем сложнее социальная организация, тем неожиданней рост форм культурного творчества. Государство по Леонтьеву определяющий фактор истории, но не единственный. Другие силы также присутствуют и проявляются в виде религии или церкви, различных общин, землевладения, подвижного капитала, науки и искусства. [6, с. 126]. Таким образом, основная функция государство – объединить культуротворческие силы в единое целое. Бердяев в своем произведении «Русская идея» также упомянул отношении Леонтьева к роли государства. [12, c. 505]. Он пишет, что Леонтьев любит мощное государство, и соглашается с его высказыванием о том, что сильная власть в русском государстве была создана татарским и немецким элементом. Далее Бердяев эту мысль Леонтьева высказыванием, что русский народ не считает государство своим. Он может либо бунтовать против него, либо покорно ему служить. Заключение Таким образом, можно сделать вывод, российская государственность, по мнению Леонтьева, приближается к концу стадии «цветущей сложности», после которой последует упадок. Причинами такого упадка является эгалитарно-либеральный процесс, охвативший Западную Европу, который олицетворяет собой «усреднение» и размытие каких-либо национальных устоев. Спасение Леонтьев видит в обращение византийским истокам России, так как византийское наследие является неотъемлемым пластом культурной идентичности России. Литература 1. Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Очерки из истории русской религиозной мысли. М.: АСТ, 2007. 225 с. 2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Изд. 3-е. М.: Юнити-Дана, 2010. 683 с. 3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Издательство Юрайт, 2018. 453 с 4. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М.: Издательство Юрайт, 2020. 471 с. 5. Леонтьев К. Н. Средний европеец как идеал и орудие разрушения мира. М.: Директ-Медиа, 2011. 126 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=