Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 14 Введение Требования современных образовательных программ о необходимости формирования у российской учащейся молодежи толерантности как универсальной компетенции, признающей сосуществование « своего » , « иного » и « чужого » , отличаемых от принципиально « чуждого » , возвращают нас к исследованию восточноевропейских традиций веротерпимости, одних из первых в Европе, восходящих к «Акту варшавской конфедерации» (оригинальное наименование на польском – «Akt konfederacji warszawskiej», а на других языках – Pax dissidentium, Compact of Warsaw и т.п., далее – «Акт»). Этот «Акт» зафиксировал важное общественно-политическое событие, произошедшее 28 января 1573 года в Варшаве, ставшей новой, с 1567 года, резиденцией польского короля Сигизмунда II Августа (Zygmunt II August; 1520- 1572) и столицей молодого, возникшего в 1569 году, государства Речь Посполитая (Rzeczpospolita, Krolestwo Polskie i Wielkie Księstwo Litewskie) [1]. «Акт» в 2003 году был признан подлежащим включению в почетный список ЮНЕСКО «Память мира» [2]. Далее мы будем стремиться использовать аутентичные наименования для ряда упоминаемых социальных феноменов, поскольку их распространенные названия часто, в условиях многовековых противостояний, несут в себе явные или скрытые негативные коннотации. Анализ истории и ряда социальных обстоятельств принятия этого документа показывает, что почти 450 лет, прошедшие с тех дней, делаю его содержание предельно актуальными и сегодня, когда, как и прежде, попыткам поддержания солидарности в обществе и стабильности в государстве, постоянно противостоят тенденции к его дезинтеграции, вызванные стремлением целого ряда внешних и внутренних «центров силы» фокусироваться исключительно на конфессиональных особенностях сограждан, провоцируя противостояния, порой переходящие в акты экстремизма, о которых нам почти ежедневно сообщают СМИ. 1. Исторические аспекты учреждения «Акта» Рассматриваемые ниже обстоятельства в истории Речи Посполитой происходили как часть продолжающихся до настоящего времени процессов «конфессионализации» сообществ ранее глобального «Pax Christiana», получивших после Второго Шпейерского сейма (1529) собирательное наименование «протестантов» (protestant). Часть из них приняла «Аугсбургское исповедание» (Augsburger Bekenntnis, 1530), ответом на которое со стороны Ecclesia Catholica Romana стало учреждение ордена Св. Игнатия (иезуитов, 1534-1540) и созыв Тридентского собора (Concilium Tridentinum, 1545-1563). Противостояние сопровождалось стремлением восстановить утраченное единство, в том числе и на основе норм компромиссного «Pax Augustana» (1555), утвердившего принцип «чья земля, того и вера», трансильванского «Эдикта Торда» (tordai ediktum, 1568), впервые закрепившего право местных обществ самих избирать себе священников, даже антитринитариев, или подписанного во Франции Сен-Жерменского мира (08.08.1570) гарантировавшего кальвинистам (гугенотам) определенную свободу совести.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=